Беседа «Тодо Бичиг» — серебряный ручей 1 – 4 классов

Беседа
«Тодо Бичиг»
- серебряный ручей
классные руководители 1 – 4 классов


27 апреля 1998 года Президент Республики Калмыкия издал Указ, согласно которому ежегодно 5 сентября мы отмечаем
День национальной письменности «Тодо Бичиг» («Ясное Письмо»), которое создал в 1648 году известный просветитель Зая-Пандита, получивший образование в Тибете.
Зая-Пандита родился в знатной семье, был пятым сыном из восьми сыновей Бааб-хана, а дедом его был Кюнкю-Заячи, который прослыл среди ойратов очень мудрым и уважаемым человеком.
С детства великий мыслитель впитывал народную мудрость и вслушивался в мудрые истории и легенды.
Незаурядный талант и выдающиеся способности юноши не остались незамеченными многоопытными учителями в Тибете, в том числе Далай-ламой. Причем, некоторое время он проживал в доме Дипа-первого сановника страны. Зая изучал тибетский, санскритский языки, логику, философию, теорию познания, астрономию и другие дисциплины. За десять лет он полностью овладел всей суммой знаний, которую можно получить в Лхасе у самых выдающихся учителей, ему было присвоено высокое ученое звание Равджаба, которое можно передать как «всемилостивейший мудрец».
Спустя несколько лет он был назначен настоятелем одного, а затем другого самых крупных и элитных монастырей Тибета: Если учесть, что монастыри были тогда не только центрами религиозного учения,-но.и средоточием достижений научных знаний и культуры, то не Трудно представить высокий уровень пьедестала руководителя крупнейших монастырей в стране Вечных Снегов.
Зая-Панди
·те была присвоена самая высокая в тибетской системе образования ученая степень Пандиты, которая сравнима с ученым званием действительного члена Академии наук, со степенью относительно более высокой, чем докторская степень европейского университета. Благодаря своим обширным и глубоким, знаниям, мудрости ученого,' признанному авторитету Зая-Пандита стал одним из десяти членов совета ближайших сподвижников Далай-ламы.
Как представитель Далай-ламы Зая-Пандита был призван установить тесный контакт между Тибетом и калмыками, что избыло им сделано во время многократных посещений приволжских калмыков. Диалектные отличия языка ойратов-калмыков от халхаского наречия, выражение этнического своеобразия культуры послужили основанием для создания письменности, названной им «Тодо Бичиг»'.что означает «Ясное Письмо». Бесценно по своей значимости письменное наследие, оставленное Зая-ПаНдитой. Сочинения на Ясном Письме (Тодо Бичиг) составляют ныне золотой фонд мировых собраний старых монгольских книг. Сохранением памятников древней письменной культуры, песен гениального эпоса «Джангар», многочисленных религиозных текстов, представляющих непреходящую духовную ценность, обязаны бессмертному подвигу Зая-Пандиты.


15

Приложенные файлы

Добавить комментарий