Презентация Живопись М.Ю. Лермонтова в его поэзии и прозе


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Живопись М.Ю. Лермонтова в его поэзии и прозе М. Ю. Лермонтов 1814-1841 гг. Природа наделила М.Ю. Лермонтова не только высоким даром поэта, но и одарила подлинным талантом живописца. На протяжении всей недолгой жизни Лермонтов - художник жил рядом с Лермонтовым – поэтом. Портрет М.Ю. Лермонтова неизвестного художника 1817 г.В детском возрасте М.Ю. Лермонтов почти одновременно начал ходить и рисовать. На полу было постелено сукно, и Мишель с помощью мелков рисовал на нем свои первые рисунки. Портрет М.Ю. Лермонтова /неизвестный художник 1820 - 1822 гг./ Любовь к рисованию у Михаила Юрьевича возрастала по мере того, как он взрослел. К шести годам любовь к рисованию внука заметила и его бабушка Елизавета Арсеньевна Арсеньева. В классной комнате появились краски и цветные воски. М.Ю. Лермонтов «Ребенок, тянущийся к матери» Отец Лермонтова Юрий Петрович наезжал в Москву из Кропотова проведать сына. Сын радовал отца увлеченностью чтением, быстрым продвижением в постижении наук, заметными успехами в живописи. По видимому, к этому времени относится рисунок «Ребенок, тянущийся к матери», подаренный 15- летним Михаилом своему отцу. М.Ю. Лермонтов «Герцог Лерма» К началу 1830-х годов относится первая попытка создания портрета. М.Ю. Лермонтов изобразил своего предка Лерму в испанском костюме , с широким кружевным воротником и с цепью ордена Золотого Руна, в верхней части лица можно заметить сходство с самим поэтом. Руку Лермонтова почти безошибочно можно определить. У него есть свой почерк, оригинальность замысла. Рисунки обладают общностью изображения с литературными портретными характеристиками.Облик Варвары Лопухиной дышит очарованием. Над бровью видна родинка. В стихотворении Лермонтов пишет (1832 г.): Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья Так полны чудной простоты». М.Ю. Лермонтов «Испанская монахиня» Находящаяся в Эрмитажной коллекции Санкт-Петербурга лермонтовская акварель получила название «Портрет В.А. Лопухиной в образе испанской монахини». «Испанская монахиня» Лермонтова – одна из лучших его акварельных работ. К одним из ранних акварельных портретов относится и портрет отца поэта, который был написан тщательно и с большой любовью. Юрий Петрович до конца своих дней сохранил нежное чувство к сыну. О себе и своем отце М.Ю. Лермонтов написал:«Ужасная судьба отца и сына:Жить розно и в разлуке умереть» В Петербурге Лермонтов брал уроки у известного живописца П.Е. Заболоцкого. Сохранилась акварель в альбоме, в которой он изобразил море, волны и парус. Стихотворение «Парус» еще не написано, а образ одинокого паруса уже зарождается. Стихотворение «Родина» будет написано еще только через десять лет, а чету белеющих берез можно уже видеть на полудетском рисунке «Пейзаж с березами» (1828-1832 гг.). Это скромный прелестный пейзаж села Тарханы Пензенской губернии, где прошли первые 13 лет жизни Лермонтова. Потом он напишет: «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи кочующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез» /отрывок из стих. «Родина» 1841 г./ Большое впечатление на Лермонтова оказывала русская природа. Много зарисовок им было сделано в Тарханах, в Апалихе, Середникове. А еще Михаил Юрьевич очень любил изображать лошадей. В Подмосковье им сделан был рисунок, который позднее был переписан акварелью и назван «Пейзаж с всадниками» Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель А.С. Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова – и поэта, и художника. /Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. 1838 г./ «Тамань» 1837 г.Несколько слов о пребывании Лермонтова в Краснодарском крае и о рисунке , сделанном там. Это Тамань. Домик над морским обрывом (1837 г.). На крутом обрыве изображена хата под камышовой крышей, у берега лодка с длинным веслом. Позднее это место Лермонтов описал в «Герое нашего времени», в повести «Тамань»: «Мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц осветил камышовую крышу и белые стены моего жилища» Кавказский вид с верблюдами 1837-38 гг. В Грузии была написана картина «Кавказский вид с верблюдами», на которой изображена дорога, вьющаяся у подножия скал. Идут навьюченные верблюды. Сдерживая коня, едет всадник в высокой бараньей шапке, ветер развевает рукава. Рядом со всадником человек в бурке. Это вызывает в памяти поэму «Демон», но это не иллюстрация к поэме. Важно, что одни и те же наблюдения Лермонтов запечатлел и в стихах, и в прозе. М.Ю. Лермонтов «Тифлис» 1837 г. Хочется отметить картину Лермонтова, написанную маслом с натуры. Лермонтов писал картину, установив мольберт на самом краю обрывистого берега, где река делает поворот. Его восхитила открывающаяся оттуда панорама Тифлиса /Тбилиси/. Это одна из его лучших живописных работ. Позднее в 1841 г. Поэт возвращается к этой теме в стихотворении «Свидание»:«Уж за горой дремучеюПогас вечерний луч,Едва струей гремучеюСверкает жаркий ключ,Сады благоуханием Наполнились живым,Тифлис объят молчанием,В ущелье мгла и дым». Кавказский вид с Эльбрусом 1837 г. К этому же циклу относится картина, написанная Лермонтовым маслом «Кавказский вид с Эльбрусом». Красоту этих гор просто невозможно описать. В настоящее время картину можно увидеть в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» М.Ю. Лермонтов «Кавказский вид сакли» 1837 г. Представляет интерес картина «Кавказский вид сакли», на которой изображена военно-грузинская дорога. Лермонтов почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа и в повести «Белла»: «Мы вышли из сакли. По мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темному своду, озаряя постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные , таинственные пропасти и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползли туда по морщинам соседних скал» М.Ю. Лермонтов «Вид горы Крестовой» 1837-1838 гг. Картина М.Ю. Лермонтова «Вид горы Крестовой» изображает панораму, которая открывается от начала подъема на Крестовую гору. В «Герое нашего времени» Лермонтов пишет: «Славное место эта долина. Со всех сторон горы непреступные, красноватые скалы, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов. Дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропала в облаке». Карандашом и кистью поэт стремился передать те же впечатления , которые вдохновляли его на создание художественных образов в его произведениях. «Вид Пятигорска» 1837-1838 гг. Особенно хороша картина «Вид Пятигорска», на которой изображен грот, где поэт любил сидеть и прославил его в «Герое нашего времени»: «Становилось жарко, записал Печорин в своем дневнике, белые, мохнатые тучки быстро сбежали от снеговых гор, обещая грозу. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот». Рисунок Лермонтова представляет как бы заставку к этому эпизоду в романе. Когда художник касается бумаги - что-то рождается в мире! Если же одаренный художник еще и великий поэт, то это и вовсе удивительно. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем…

Приложенные файлы


Добавить комментарий