Образовательный материал

«Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта»
Суркова Л.Ф.- учитель
истории и обществознания.
«Наше обучение строится на интерактивных методах. Эффективность обучения основана на применении интерактивных игр и упражнений. Отличительная черта наших учебных курсов – применение современных методов интерактивного обучения». Такие фразы можно чаще всего встретить в описании учебных курсов. Что же стоит за словами «интерактивное обучение». Для начала следует разделить 2 процесса - обучение и научение. Обучение- это специально организованный процесс. Но мы учимся не только в классах, огромную часть своих знаний мы приобретаем естественным освоением опыта, которое получило название «научение». Выражения «школа жизни» и «мои университеты», за которыми явно не подразумеваются какие-то конкретные учебные заведения,- именно об этом. Как сделать обучение таким, чтобы оно действовало в духе тезиса «жизнь- лучший учитель». Понятие «интерактивное обучение достаточно широко распространено. Оно представляет собой перевод англоязычного термина, который обозначает научение, основанное на взаимодействии. И обучение, построенное на взаимодействии. Возникает разумный вопрос: Взаимодействие - чего с чем или кого с чем? Взаимодействие с опытом. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область приобретаемого опыта. Если рассматривать интерактивное обучение глубже, то речь идет о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений учащихся в качестве вспомогательного материала, иллюстративного дополнения. В традиционном обучении учитель выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. В интерактивном он – помощник в работе. Лишь один из источников информации. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, его задача – создать условия для их инициативы. В таком обучении учащиеся выступают не как пассивные обучаемые, а как полноправные участники учебного процесса. Их опыт важен не менее опыта педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Итак, интерактивное обучение основано, прежде всего, на собственном опыте участников. Значит ли это. Что их нужно как можно больше погружать в восприятие опыта. Делая его все более насыщенным? Многие считают именно так, однако смотреть или слушать не значит видеть и слышать. Воспринимать не всегда означает понимать. Объем опыта. Его интенсивность - только предпосылка, условие для него интенсивного. Глубокого осмысления, т.е. для получения собственно учебных результатов. Обеспечить это условие нужно. Ограничиваться им не стоит. Прежде всего, важна ли для интерактивного обучения именно активность? Этот вопрос может показаться странным. Ведь чем активнее, тем лучше. Но задумаемся: есть множество приемов и педагогических учреждений, с помощью которых учитель может поддержать высокую активность учащихся. Но они все же будут оставаться пассивными зрителями и слушателями. ( например, в начальной школе практикуется активное разучивание хором). Чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения, разделим активность учащихся на физическую, социальную и познавательную. Примеры физической активности. Участники:
меняют рабочее место, пересаживаются;
говорят;
пишут; рисуют и т. д.
Примеры социальной активности:
задают вопросы;
отвечают на предъявляемые вопросы;
обмениваются мнениями
Примеры познавательной активности:
вносят дополнения и поправки в изложение;
выступают как один из источников профессионального опыта.
Основное правило звучит просто – все три вида активности должны быть взаимосвязаны и разнообразны. К интерактивным формам обучения относятся игровая технология, активно применяемая учителями начальной школы, иностранных языков и других учебных предметов, а также метод проектов.
МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако, под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно. 
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения/;
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, совместный выпуск газеты и пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5. Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):
1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
6. Выдвижение новых проблем.
 
Типология проектов.
1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, пр.
исследовательские
Такие проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).
творческие
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.
ролевые игры
В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая и приключенческая игра.
информационные проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
- Цель проекта,
- предмет информационного поиска,
- источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.),
- способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
- результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.),
- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).
- практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.
5. Количество участников проекта:
- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах):
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников).
6. Продолжительность проекта:
- краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные);
средней продолжительности (один два месяца);
долгосрочные (до года).
Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.
 
 
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий