Образовательный материал







Разработка занятия объединения
«Литературное краеведение»


Тема занятия:

«Летопись Хуторского казачьего общества имени А.Е. Берлизова».









Автор разработки
педагог дополнительного
образования
ГУДОД «КрайСЮТур»
Лесных Елена Ивановна













г.Краснодар
2009г.



Тема занятия:
«Летопись Хуторского казачьего общества имени А.Е. Берлизова».

На экране слайд № 1
Изучаемый раздел программы – «Фольклор, его место в жизни народа. Жанры фольклора», занятие второе в системе цикла уроков.

Тип занятия: интегрированное занятие - исследование.
Класс: 7.
Объект интеграции: краеведение, культура, живопись, музыка, человек, информационные технологии.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка, использование Интернета во время занятия, мультимедийная презентация «Летопись ХКО имени А.Е. Берлизова».
На экране слайд № 2
Цели:
-продолжить работу над фольклорным жанром – летопись,
на примере создаваемой на уроке летописи Хуторского Казачьего Общества имени А.Е. Берлизова;
-исследовать жизнь общества с момента его создания;
-развивать логику, мышление, память, коммуникативные способности учащихся, умение работать с интернет – ресурсами в процессе подготовки к занятиям;
-формировать у воспитанников уважение к духовным ценностям своего народа;
-воспитывать любовь к малой Родине, высокие нравственные качества, активную жизненную позицию, чувство гордости за сынов родной Кубани.

Предварительная подготовка:
*выбрать в объединении воспитанников, которые будут экскурсоводами, дать им заранее задания:
-первый экскурсовод готовит информацию об А.Е. Берлизове;
-второй - об истории создания общества и его делах в настоящее время;
*параллельно с этими ребятами работает группа учащихся, которая оформляет все эти выступления в одну мультимедийную презентацию, используя возможности Интернета;
*еще одна группа занимается музыкальным сопровождением занятия.

Ход занятия:
Вступительное слово руководителя объединения:
Несмотря на последствия в политической, социальной и духовной сферах общества, которые происходили до и после развала единого социалистического государства – СССР в 90-х годах прошлого века, на Кубани, как историческая необходимость, заявило о себе казачество.
Возрождение России невозможно без возрождения казачества, которое играло важную роль в деле сохранения российской государственности, оберегало нравственное здоровье нации, являлось примером служения Отечеству в мирном труде, в ратной службе и на поле битвы.
Ни в одном государстве мира на всем протяжении истории человечества не удалось создать такую уникальную структуру военно-патриотического и хозяйственного уклада внутренней жизни и взаимоотношений с государством, имеющую самобытную культуру и традиции, подобную казачеству.
Кто такие казаки? Какие цели и функции возлагаются на современное казачество? Что возрождается сегодня на Кубани: обряд, форма или нечто такое, чего не увидишь простым глазом и не поймешь с первого взгляда?
Тема казачества – наиболее обсуждаемая среди ученых и общественности Краснодарского края. Следует заметить, что сегодня в науке нет единого мнения о сущности казачества.
Для казачества характерно отсутствие четкой групповой идентичности. Известны случаи, когда и обрусевший армянин или татарин мог стать казаком.
В истории России казачество – «надежда и опора престола» рассматривалось как явление уникальное.
Однако очевидно, что оно являлось социальным слоем, носителем реальных культурно-этнических признаков, игравших важную роль в истории России. И одним из признаков этнической общности казачества было его самосознание.
Не безобидное и не миролюбивое казачество было овеяно легендами и восхищением народа за его нравственные принципы и идеи – за верность служению православной Вере, Царю и Отечеству.
В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к истории кубанского казачества. Одной из составляющих истории Черноморского и Кубанского казачьих войск сегодня является история отдельных ее частей и подразделений, среди которых, на мой взгляд, занимает особое место хуторское казачье общество имени Александра Берлизова.
На экране слайд № 3
Экскурсовод 1.
Берлизов Александр Евгеньевич (9.02.1953 – 31.03.1992 г.г.) – войсковой старшина Кубанского казачьего войска, один из тех, кто стоял у истоков возрождения казачьей идеи в конце ХХ века. Александр Евгеньевич Берлизов родился в 1953 году Краснодаре. Окончил среднюю школу №54, в 1975 году исторический факультет Кубанского госуниверситета. Работал журналистом в газете «Комсомолец Кубани», многотиражке Кубанского сельхозинститута, в ведомственной газете ИТУ УВД. Потомок линейных казаков, он с юных лет заинтересовался поиском правды о казачестве. Подготовил диссертацию о политике по отношению к кубанскому казачеству в первое десятилетие после Октября (диссертация так и осталась незащищенной), написал книгу «На сажень быстрее ветра» (Краснодарское книжное издательство, 1988 год), опубликовал многие статьи. Александр Берлизов был одним из создателей «Кубанского казачьего клуба» - первой казачьей организации в Краснодаре после 1920 года. При жизни был награжден ведомственной медалью «За безупречную службу», а посмертно – казачьим орденом «За Веру и Отечество», крестом «За возрождение казачества» и крестом «За оборону Приднестровья». Погиб в Приднестровье 31 марта 1992 года защищая славянское население от молдавско-румынских сепаратистов.
Последний бой Александра Берлизова вспоминает Сергей Перов: «31 марта 1992 года на кошницком плацдарме Приднестровской Молдавской Республики в бою погиб войсковой старшина Кубанского казачьего войска, известный журналист и писатель Александр Евгеньевич Берлизов. Ему исполнилось только 39 лет. "Он ушел дорогой чести". Так называлась его книга, изданная уже после смерти. Впрочем, нет, он всегда шел этой дорогой, других тропок-стежек не искал, не хотел. Его путь был тропой настоящего казака, офицера, русского человека...
Впервые об Александре я услышал, когда поступил на исторический факультет нашего университета. Кто-то из преподавателей, рассказывая о реакционной сущности казачества, помянул недобрым словом не известного мне тогда Берлизова, дескать, есть тут любители коней и шашек, казачьей старины. А вживую довелось познакомиться с Берлизовым уже после армии, в 89-м году. Подтянутый, сухощавый, в изрядно затасканной форме с погонами старшего лейтенанта, он просто притягивал каким-то огнем своих ярких серых глаз. А когда он появился - первый на Кубани! - в новенькой черкеске и лихо заломленной папахе, лично мне стало ясно, что старый мир рухнул навсегда, впереди новая жизнь. Пусть она оказалась совсем не такой, как мечталось, пусть рухнули многие, если не большинство, наши надежды, но уже тогда появилась уверенность в том, что покаесть такие люди, как Саша, есть будущее и у нашей Родины. И когда вспыхнула война в Приднестровье, Александр не колебался ни минуты. Провожая нас, первую сотню кубанцев, на войну, он крепко, по-братски, обнял меня на краснодарском вокзале и надел на голову свою папаху. "Береги ее, - сказал Берлизов, - приедем вас сменять - вернешь!". Я выполнил Сашин наказ. В тяжелые дни той необъявленной войны его папаха была со мной везде, даже бурые пятна засохшей крови остались на ней после того, как я волок к своим раненого донца. ... Мы сидели ночью с Александром в дубоссарской гостинице "Днепровский сад", разговаривали о жизни, о войне. Саша рассказал, как он вместе с Сергеем Денисовым, который погибнет в бендерских боях, пробирался через Украину. Самостийники пытались задержать их под Одессой, но ребята клялись и божились, что они истинные коммерсанты и едут покупать молдавское вино. Наутро я вернул Саше его папаху и обнял на прощание. Берлизов был взволнован, мне до сих пор кажется, что он чувствовал свою смерть. Через три дня был последний бой Александра Берлизова. Вечером кубанцы ползком отправились к высоте на нейтральной полосе, точнее не к высоте, а к взорванному еще до войны сталинскому доту. Там окопались и стали ждать утра. Александр снял каску, и по ней цокнула пущенная снайпером пуля. "Все, до утра точно не убьют", - невесело пошутил он. Слова эти оказались пророческими. Утро выдалось солнечным и теплым. После дождей земля подсохла, и поле перед высотой стало проходимым для техники. К обеду должна была подойти смена. Подъехал миноукладчик, небольшая бронированная коробочка на гусеничном ходу. Казаки присели к нему, привалившись спинами к каткам, закурили. Попросил сигарету и некурящий Александр, сделал пару затяжек и выбросил окурок. Свидетели вспоминают, что Саша стал беспокоиться, говорить, что здесь опасно, надо уходить. Никто не мог ничего понять, стали его успокаивать: подожди, мол, видишь, какая тишина... Буквально грянула роковая очередь. Вражеский БТР, вынырнув из-за холма, обстрелял из крупнокалиберного пулемета миноукладчик, за которым сидели казаки. Две или три пули отскочили рикошетом от брони, а одна, пробив мягкий металл катков, сломалась и ударила в спину Александра. Он упал на землю, успев сказать: "Вот и все"... Бывший с нами отец Валерий, православный монах, окрестил перед последним боем Александра и рассказывал потом, что три дня после гибели Саша приходил к нему во сне, пытался что-то сказать через стеклянную стену, да не расслышал монах ничего. Кубанец Василий Щеголев, дотащил под огнем на себе Сашу до трассы. УАЗик домчал Берлизова до больницы, до операционного стола, но было уже поздно.
...Потом были похороны, каких не знал Краснодар ни до, ни после. Могилу на Всесвятском кладбище забросали руками, через год на ней появился памятник с простыми словами: "Он был казак и пал в бою. За нас, за Родину свою!". Потом появился культ Берлизова, любой чиновник от казачества считает своим долгом иметь в кабинете живописный портрет Александра, но все это было потом... Остались тусклые фронтовые фотографии за час до смерти. Внимательно смотрит с них на нас Александр Берлизов. Смотрел тогда, смотрит и сейчас»
Экскурсовод 2.
Хуторское казачье общество имени Александра Берлизова одно из молодых обществ Екатеринодарского отдела Кубанского казачьего войска. Дата его создания 12 сентября 2000 года. Организовали общество казаки – выходцы из общественной организации казачьей направленности «Екатерининский курень», не пожелавшей вступить в реестровое войско.
Имя вновь созданному обществу дали в честь Александра Берлизова с согласия его мамы Нины Викторовны.
На первом сборе атаманом избрали есаула Котко Валерия Алексеевича, который исполняет эту почетную обязанность по настоящее время – уже четвёртый срок.
На экране слайд № 4-5
Котко В.А. капитан запаса, кандидат в мастера спорта СССР по самбо, работает в администрации муниципального образования город Краснодар в должности главного специалиста отдела по делам казачества и военнослужащих. Человек неиссякаемой энергии и оптимизма. В 1983 году после окончания офицерских курсов проходил сборы в должности командира взвода разведки ВДВ, где познакомился с армейским рукопашным боем. Сейчас Валерий Алексеевич – судья республиканской категории, старший тренер сборной команды Краснодарского края по армейскому рукопашному бою, ставшему 15 лет назад видом спорта. Поэтому не удивительно, что основное направление в развитии казачьего общества - это пропаганда здорового образа жизни и подготовка молодежи к службе в Российской армии. Для этих целей в обществе создан военно-спортивный клуб, который является в настоящее время представительством Федерации армейского рукопашного боя России в городе Краснодаре.
На экране слайд № 6
Большое внимание в курене уделяется оздоровлению детей и летнему отдыху. На протяжении девяти лет на побережье Черного моря организовываются палаточные лагеря, которые функционируют все лето и оздоравливают по 150 – 180 детей за сезон. В этом году совместно с краевым наркоконтролем базовый палаточный лагерь под названием «Казачья застава» был развернут в Туапсинском районе в бухте Инал.
На экране слайд № 7
В обществе есть свой спортивный зал, грузовой автомобиль и автобус. В 2008 году атаману общества глава муниципального образования город Краснодар вручил пришедшую из Москвы награду – медаль «Патриот России». Спортивные достижения общества в 2005 – 2006 учебном году довольно внушительны, даже в сравнении со спортивными организациями. Двое ребят стали победителями международного турнира памяти В.Ф. Маргелова в городе Рязани. На VIII открытом Чемпионате России из семи весовых категорий в четырех стали победителями Краснодарцы. Трое из них - воспитанники военно-спортивного клуба памяти А. Берлизова. В 2007 году Вадим Чебан – казак хуторского казачьего общества имени А.Берлизова стал серебряным призёром международного турнира. В 2006 году Ганзик Михаил, так же казак общества, стал бронзовым призером на XXII Первенстве России в Чувашии и победителем на Всероссийском турнире в городе Москве. Турнир проводился на арене ледового дворца спорта «Сокольники». На международном турнире в городе Ногинске Московской области М.Ганзик стал серебряным призером. Чебан Вадим, Ганзик Михаил, Амидов Мурад (в настоящее время студенты университета физической культуры) и Иванченко Константин выиграли Первенство города Краснодара 2006 и краевой турнир, посвященный памяти воинов-афганцев. Отличные результаты показывают казаки общества Никитин Иван и Никитин Владимир.
На экране слайд № 8-10
Общество участвует в парадах, выезжает на стрельбы, заступает на охрану общественного порядка, принимает участие в субботниках, поминовениях, торжественных и мемориальных мероприятиях, проходящих в городе Краснодаре и крае. Десять казаков общества во главе с атаманом 10 июля 2009 года прыгнули с парашютом «Д-6» на Энемском аэродроме.
На экране слайд № 11-12
На боевых стрельбах, при развёртывании исторического Екатеринодарского имени Захария Чепеги казачьего полка, общество было представлено пятнадцатью казаками.
В казачьем обществе имени А.Берлизова много достойных и уважаемых людей, пользующихся заслуженным авторитетом у простых краснодарцев. Это и два народных избранника: казачий полковник Михайлов Олег Владимирович – депутат Законодательного Собрания Краснодарского края (много лет был судьёй Кубанского казачьего войска) и хорунжий Тимофеев Виктор Викторович – депутат городской Думы Краснодара. Благодаря их бескорыстной помощи обществу и заботе о казаках, особенно о казачьей молодежи, стали возможны все те добрые и полезные дела, которыми известно общество в городе Краснодаре и за его пределами. Два казака общества награждены «Орденом мужества» за участие в спецоперациях в Чеченской республике. Это Дашевский Николай и Высоцкий Андрей. Не считаясь со своим личным временем, ведут активную работу с молодежью сотник Калинин Александр, хорунжие Федотов Игорь и Шепелев Александр, полковник Еремеев Георгий Васильевич и инструкторы по армейскому рукопашному бою Бумбу Василий и Мильшин Антон. В организации многочисленных мероприятий неоценимую помощь оказывают командиры взводов хорунжий Блисковка Владислав и подполковник милиции в запасе, а ныне работник администрации Центрального внутригородского округа Постанин Вадим Владимирович. Большую помощь в организации юридического обеспечения и консультирования казаков по правовым вопросам оказывают казаки - сотрудники правоохранительных органов: полковник Малеев Анатолий Васильевич и капитан Комиссаров Николай Николаевич. Не обходится общество и без мудрых наставлений стариков Золотарева Владимира Андреевича, Шаповалова Николая Алексеевича и Шепели Николая Николаевича.
Активно во многих мероприятиях и показательных выступлениях участвуют молодые казаки Лесных Дмитрий, Котко Фёдор, Мильшин Антон, Чернов Константин и другие.
Успешно работает казачья автодружина под руководством Ольгина Александра. Наиболее отличились автодружинники Миняйленко Игорь, Кушнир Василий и Корниенко Александр.

Заключительное слово руководителя:
Процесс возрождения казачества охватил в начале 90-х годов прошлого столетия не только исторические территории проживания казачества, но и регионы, куда казаки волею судьбы были заброшены. Генетическая память потомков первопоселенцев не даёт им покоя.  За более чем полтора десятилетия казачество прошло сложный путь – от общественных организаций до казачьих обществ, включённых в Государственный реестр. Это были годы успехов – но и ошибок. Годы поиска казачеством достойного места в современном меняющемся мире. Необходимо было по крупицам выявлять всё то, что казачество ХХI века может взять в свою жизнь – лучшее из того, что ушло, стало уделом истории.
В казачестве – как народе, способном к самоорганизации, – проявились значительные организационные, созидательные силы. Это нашло своё проявление и в том, что с самого начала Кубанское казачество видело своё возрождение не как сословие – с льготами и привилегиями, а как народ, равный другим народам России, Кавказа, – со своей самобытной культурой, историей героической и трагической Но достойной памяти, гордости.
Из череды самых важных и самых ответственных моментов и событий в истории Кубанского казачьего войска два имеют важное значение. Первое из них – переселение Черноморских казаков на Кубань и начало освоения казаками Кубани. Это событие в корне изменило традиции, культуру и быт казаков. Дало толчок к дальнейшему развитию казачества на новой территории в совершенно новых условиях. Переселившись на новые земли, казаки не только обустраивали край. Главная задача, которая стояла перед ними – это защита южных рубежей России. И здесь на Кубани казачество вновь доказало свою преданность государству российскому, служа ему верой и правдой.  Не легкий был путь казаков по освоению новых земель, много их полегло в сражениях, буквально на каждом шагу казаков подстерегала опасность с одной стороны - это нападение отрядов горских народов, с другой – болезни вызываемые особенностями климатических условий. В результате этого события, благодатные, но неосвоенные земли Кубани были превращены в цветущий сад. 
Второе событие – возрождение Кубанского казачьего войска на современном этапе. В начале прошлого века, когда, казалось бы, все было сделано  по обустройству края, новая беда настигла казаков. Революция, Гражданская война, массовые политические репрессии, в ходе которых тысячи казачьих семей были подвергнуты  истреблению, принудительному переселению, поражению в гражданских правах. Немало казаков вынуждены были эмигрировать за пределы России. Каждая кубанская семья  пострадала в те годы. На протяжении десятилетий буквально вытравливалось все, что имело отношение к казачеству. Несмотря на все это казачество возродилось потому, что никакие испытания не смогли стереть из памяти   казаков традиции и культуру казачества, которые зарождались в кубанском казачестве с момента переселения, формировались на протяжении многих десятилетий и передавались внутри семей от поколения к поколению. 
История Кубанского казачества интересовала и интересует все население края. Возродить лучшее, вернуться к истокам традиций народа в условиях, когда даже казаки, живущие в станицах и хуторах, не являются в своем большинстве носителями культурных традиций, очень трудно. Разрушается семья - как основное звено общества, воспитывающая и формирующая человека, его нравственные качества. Казачонок в семье с детства помогал и должен постигать все лучшее, что было и есть в казачестве. Но если семья неполная? Или если в ней нет казачьего духа? Как быть? В этих условиях важно, чтобы жизнь казачьего общества была непременно творческой, интересной. Чтобы она соответствовала казачьим традициям. В том числе этого можно достичь и через праздничную культуру казачества. Это позволит формировать внутренний мир казаков. Насколько это важно, говорил еще в 20-е годы XX века бывший председатель Донского правительства Н.М. Мельников: «Сущность казачества – не в лампасе и не в чубе и не «в образе служения», а в казачьем духе, традициях и навыках, в казачьей психологии вольного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в его предприимчивости, умении защищать свои права – вообще, прежде всего, во внутренних качествах казака».
Одной из главнейших задач, стоящих перед ХКО памяти А.Е. Берлизова является патриотическое воспитание подрастающего поколения на лучших примерах служения Отечеству.
Современное молодое поколение не только должно знать и помнить о том, что беззаветная любовь и преданность Отечеству, безграничная любовь к родному краю, чувство высокой ответственности за свои семьи были стержнем подвигов предков. Современное молодое поколение должно само стать носителем традиций и культуры предков.

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий