Образовательный материал

Доклад


«Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9»











Учителя русского языка и
литературы высшей категории
Кувайцевой-Солодовник Е.А.
МОУ лицея №23 г. Сочи


2010г.


Аннотация: Обучение написанию небольшого по объему сочинения-рассуждения – одна из самых важных задач учителя русского языка, работающего в выпускном классе. В докладе мы предлагаем свой план организации работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения, поэтапно раскрыв все действия учителя и предложив свои разработки и клише.


Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 имеет несколько этапов
1 этап – Анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему.
2 этап – Повторение темы «Рассуждение как стиль речи».
3 этап – Создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.
4 этап - Выбор темы сочинения для написания на экзамене.
5 этап – Ознакомление с различными видами стилистических и грамматических ошибок и со способами их выявления и исправления.
6 этап – Оценивание сочинений по критериям.
7 этап – Редактирование чужих и собственных сочинений.

I ЭТАП:
Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы. Особое внимание мы обращаем внимание на следующие критерии:

С1К1 – Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более ) разные функции языкового явления ( 2 бала)
С1К2 – Экзаменуемый привел 2 аргумента-примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.
С1К3 – Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
С1К4 – Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

Мы специально рассматриваем только те критерии, по которым ученик получит наибольшее количество баллов. Это связано с тем, что ребенок (как показала практика), зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению.

II ЭТАП:
Обсудив критерии, еще раз вспоминаем, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, а значит, необходимо еще раз повторить тему «Рассуждение как стиль речи, особенности его употребления, лексики, синтаксиса и семантики».

Для начала вспомним особенности рассуждения как типа речи (см. приложение №1):
- работая с текстом можно задать себе вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В ЧЕМ СМЫСЛ?
- объектом речи текста-рассуждения являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам.

Рассуждение – это цепь суждений и умозаключений, которые излагает пишущий, чтобы утвердить, обосновать верность главной мысли, выступающей как тезис.

Есть два типа композиции текста-рассуждения:

1 ТИП
1. Введение.
2. Тезис.
3. Доказательства.
4. Выводы.
2 ТИП-схема
Этот тип, представленный в виде схемы, запоминается учащимися быстро и довольно прочно. Как показала практика, эта цветная схема, даваемая еще в 5 классе, хорошо воспроизводится ребятами и 6, и в 7 классе.



ТЕЗИС почему? Обоснование: то из этого следует
потому что аргументы, поэтому ВЫВОД
примеры


III ЭТАП:
Используя первый тип композиции текста-рассуждения, мы разработали императивный план речевого высказывания.
ИМПЕРАТИВНЫЙ (лат. impe-rativus - повелительный) - побудительный, обязательный, непроизвольный, навязчивый. Требующий безусловного подчинения, исполнения. Письменное поручение кому-нибудь с предписанием производить лишь строго определенные действия.
Этот план написания сочинения рассуждения, сопровождаемый примерами-клише, поможет учащимся составить собственный текст сочинения на лингвистическую тему.
Императивный план речевого высказывания для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
ВАРИАНТ-1
1. Обратитесь к себе или читающему ваше сочинение вопросами:
А действительно, прав ли утверждая?
А действительно, кто прав в этом споре? Зачем нужны в речи ( в стиле речи)?
Какова роль в речи ( в стиле речи)?
или
Так зачем же нужно тире? Нужно ли обойтись без него?
2. Объясните, почему у вас появились эти вопросы и можете ли вы дать ответ на них расскажите о своих дальнейших действиях, т.е. расскажите, что нужно объяснить, отвечая на эти вопросы:
Такие вопросы появились у меня после того, как я познакомился с мнением Я постараюсь на них ответить.
3. Выскажите свое мнение, приведи аргументы (см. пункт 4)
В первую очередь, я считаю, что играют очень важную роль в речи (встиле речи). Чтобы доказать свою точку зрения, вспомню некоторые функции
4. Назови функции знаков препинания или слов, известные тебе из школьного курса
Тире, например, имеет такие важные функции, как разделительная, выделительная и противительная.
5. Объясните, какая функция для чего служит в предложении, и найдите в данном для чтении тексте примеры, соответствующие каждой функции.
Разделительная функция выявляется в предложениях с прямой речью: там тире отделяет слова автора от прямой речи, когда они стоят после нее. Так в данном нам тексте мы находим такие предложения №,,
Особую роль тире играет в бессоюзном сложном предложении, там оно выражает (передает) смысловые отношения между простыми предложениями: противопоставление, причинно-следственные связи, резкую смену событий. В предложении № мы видим функцию
Тире также ставится на месте пропуска какого-либо члена предложения, так, например, в тексте мы видим предложение №
6. Расскажите, как вы считаете: справились ли вы со своей задачей? Смогли ли вы доказать примерами свою точку зрения? Или выразите надежду на то, что справились с ней:
Мне кажется, я смог объяснить важность в речи (в стиле речи)
или
Я постарался доказать , что важны в речи (на письме, в стиле речи), и мне кажется, что справился с этой задачей.
или
Мне хотелось бы верить в то, что мои рассуждения о роли , помогут (помогли) понять их значимость.

ВАРИАНТ-2
Второй вариант плана отличается только первыми двумя пунктами:
1. Расскажите, с кем вы согласились или не согласились, когда прочитали предложенный вам диалог
Прочитав мнение , я удивилась тому, что он сомневается в роли (тире, запятой, антонимов и т.п.) в речи ( в стиле речи, на письме).
или
Ознакомившись с мнением , я тоже задумался над вопросом : «А нужны ли в речи ( в стиле речи, на письме)?»
2. Выразите свое отношение к высказанным мнениям
Мне хочется объяснить мальчику, в чем заключается ошибочность его мнения, ведь (тире, запятые, антонимы и т.п.) очень важны в речи ( в стиле речи, на письме).
или
Мне кажется, что без (тире, запятой, антонимов и т.п.) в речи ( в стиле речи, на письме) невозможно обойтись. Без них (него и т.п.) нельзя понять смысл предложения.
Остальные пункты будут соответствовать 1 варианту плана.

ВАРИАНТ-3
1. Введение.
( В нашем случае мы можем использовать такие клише):
Ознакомившись с мнением., я тоже задумался над вопросом
Прочитав мнение , я не мог с ним согласиться, так как считаю, что имеет очень большое значение в грамотной письменной речи.
2. Тезис.
(Теперь мы можем сформулировать мысль(высказывание), правильность, т.е. достоверность, которого мы будем доказывать аргументами и примерами из текста.)
Понять, что играют очень важную роль в речи, помогли мне знания их основных функций. Каковы же эти функции?
3. Доказательства
( В этой части мы будем приводить аргументы, т.е называть ту или иную функцию языкового явления, подкрепляя свой ответ примером из текста.)
В тексте В. Пескова много слов, которые могли бы стать примерами важности знаний орфографических правил. Приведу лишь некоторые из них.
В предложении № я встретил слово , здесь мы видим пример орфограммы «»
4. Выводы.(В нашем сочинении это подведение итогов, мы еще раз формулируем основное суждение и уже утверждаем его правильность).

IV ЭТАП:
Это один из самых важных этапов: учителю необходимо выбрать, на какое сочинение лучше ориентировать учащихся – на лингвистическую или моральную тему? Однозначный ответ дать сложно, т.к. каждый учитель должен ориентироваться на уровень подготовки класса и психологические реакции на стрессовые ситуации.
Так в нашей практике бывали различные случаи: учащиеся, писавшие на уроках сочинения на морально-этическую тему, на пробном и основном экзамене неожиданно даже для себя выбирают сочинение на лингвистическую тему. Потом объясняли это тем, что сильно перенервничав, не могли четко сформулировать мысли, касающиеся анализа текста.
В связи с этим перед учитель стоит очень важная цель – проработать с учащимися оба типа сочинения. И лучше это сделать на примере сочинений, которые получили наивысшее количество баллов на экзамене.

V ЭТАП:
Способы выявления грамматико-стилистических ошибок
Прежде всего при редактировании необходимо провести анализ синтаксических связей:
выделить в простых предложениях составляющие его словосочетания, а в сложном предложении установить границы составляющих его простых частей;
поставить логический вопрос от главного слова в словосочетаниях к зависимому, а от главного предложения - к придаточному.

Классификация ошибок
Грамматические ошибки


п/п
Вид ошибки
Примеры

1
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться

2
Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время

3
Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красивше

4
Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями

5
Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети

6
Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей.

9
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.

11
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство

13
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.

15
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.


Речевые ошибки

№ п/п
Вид ошибки
Примеры

1
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.

2
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.

3
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.

4
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.

7
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный

9
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12
Неудачное употребление местоимений.
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своем воображении


Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) Ошибки в образовании личных форм глаголов:
Им двигает чувство сострадания (норма: движет);
2) Неправильное употребление временных форм глаголов:
Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...дает..., учит...);
3) Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) Ошибки в образовании деепричастий:
Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) Неправильное образование наречий:
Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно...: это художественная сторона произведения);
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо.: ...нужны смелость, знания, честность);
2) Ошибки, связанные с употреблением частиц:
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника;
отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):
«В тексте всего раскрываются две проблемы», ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы».
3) Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего:
Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
Неправильное построение сложносочиненного предложения:
Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Типичные речевые ошибки.

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи:
плеоназм,
тавтология,
речевые штампы,
немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
неудачное использование экспрессивных средств,
канцеляриты,
неразличение (смешение) паронимов,
ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов,
не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:

1) Неразличение (смешение) паронимов:
В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь».
Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;
2) Ошибки в выборе синонима:
Имя этого поэта знакомо во многих странах. (Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо.)
Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. (В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место)
Реклама занимает много места в нашей печати
или Рекламе отводится значительное место в нашей печати. (Иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены.)
3) Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы:
В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. (Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).
4) Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте:
Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Грубые логические ошибки

Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
1) сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
2) в результате  нарушения логического закона тождества,  подмена одного суждения другим.
Ошибки первого типа встречаются чаще:
Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
Композиционно-текстовые ошибки

В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения или сочинения.
Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части сочинения  и в концовке.
Так, в начале некоторых работ может отсутствовать логическая связь с основной частью или эта связь очень слабо выражена:
нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения;
сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями.
В основной части работы могут содержаться ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение или сочинение, делающие их запутанными и сумбурными, эта часть может быть выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, а также может содержать смысловые повторы.
Завершение работы (концовка) не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто совсем не мотивировано исходным текстом.

Ошибки в построении текста:
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему.
Текст имеет, как правило, следующую композицию: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов.
Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. С этим связаны следующие ошибки:
А. Неудачный зачин.
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует.
Напр.: С особенной силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка:
Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка:
Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова - властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету.
Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

VIЭТАП:
Оценивание сочинений по критериям.


VII ЭТАП:

Редактирование чужих и собственных сочинений.









«Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассужденияв рамках подготовки к ГИА-9» Кувайцевой-Солодовник Е.А. МОУ лицей №23 г. Сочи





Приложенные файлы


Добавить комментарий