Образовательный материал

Урок-исследование
«Цвет в сказках А.С. Пушкина».


Цель работы:

Провести исследовательскую работу по теме «Цвет в сказках А.С. Пушкина».

Исследовать языковой материал цветовой лексики сказок А.С. Пушкина.









Практическая ценность данной работы в том, что она может

быть использована на уроках русской литературы, в проведении

кружковых занятий.












А.С. Пушкин близок и дорог всем народам нашей страны. Его произведения мы читаем с детских лет и на русском, и на родном языке. Он – не только поэт, но и великий сказочник. Написал «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о золотом петушке», «Сказку о царе Салтане». Во всех сказках выражена вера в победу добра и справедливости, осуждается жестокость, высмеивается глупость и жадность, рассказывается о событиях необычайных и делах фантастических.
Я очень люблю сказки Пушкина и хочу исследовать языковой материал, цветовую лексику. Все писатели в своих произведениях используют разные цвета.
В своих сказках А.С. Пушкин использует девять цветов красок, но больше всего встречаются три цвета – белый, золотой, синий. Цвета усиливаются за счет слов, которые прямо цвет не называют, а заключают в себе представление о нем. Например, тучи, день ненастный, пыль, чугунные цепи говорят о сером цвете. Косвенное значение золотого и красного в словах заря, звезда; изумруды, жемчуг, снег говорят о зеленом и белом; буря – о черном и т.п.
Поэт берет у фольклорной традиции не только краски, но и характеристику каждого цвета, значение, вкладываемое в него народом и связанное с соотношением добра и зла как в природе, так и в человеческой жизни.
В устном народном творчестве особой силой обладает золотой цвет. Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу. Золотым предметам свойственно возгорание, светоизлучение (ср. «Сказку об Иване-царевиче, жар птице и сером волке», «Сивку-Бурку» и др.). То же встречается в пушкинской «Сказке о царе Салтане»:
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя-
или в «Сказке о мертвой царевне»:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок.
В первом случае речь идет не о металле, а о его сиянии. Во втором – свет солнца, падающий на месяц, выделяющийся на фоне ночного неба, создает эффект позолоты.
Золотому свету придается значение символа царственности, могущества, благосостояния:
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате -
т.е. сидит в одежде, расшитой золотой нитью.
Вспомним и старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке». Она тоже сидит на троне, и на руках у нее «золотые перстни».
Пушкин использует цвет и в описании города, которым правит князь Гвидон («Сказка о царе Салтане»). Постройки сверкают золотом:
Корабельщики
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый, златоглавый.
Пристань с крепкою заставой.
Эпитет златоглавый (город) имеет прямое значение. Издавна на Руси купола церквей, соборов принято покрывать золотом, что свидетельствовало о чистоте, святости, величии этого места. А так как золото имеет блестяще-желтый цвет, возникает добавочное значение: золото ассоциируется с сиянием. О богатстве этого города можно судить и по тому, что белка грызет «орешки не простые, все скорлупки золотые», из которых затем «льют монету». А в городе ездят в колымагах золотых. Мечта об идеальном устройстве нашла воплощение в сознании народа. В народных сказках мы встречаемся с такими городами (например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое»).
В значении фантастического, нечеловеческого могущества, волшебства выступает золотой цвет в «Сказке о золотом петушке» и «Сказке о рыбаке и рыбке». Здесь эпитет золотой относится к животным, способным либо помогать людям) либо вершить суд над ними, наказывая за их пороки:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Будет вам новое корыто»
Одним из постоянных образов, связанных с золотым цветом, является образ золотого яблочка:
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит
«Сказка о мертвой царевне».
Все эти примеры говорят о популярности и многозначности золотого цвета. Он помогает лучше отразить мечты народа, его идеалы, веру в добрые силы.
Широк использует Пушкин белый цвет, также очень близки фольклору. Его значение в народных сказках таково:
«Красивый» (белая грудь, белое лицо, белая шея, белое тело). Такое же значение встречается и в сказках Пушкина:
Высока, стройна, бела
и умом и всем взяла-
царица в «Сказке о мертвой царевне».
«Сияющий» (белый день, белый камень, белый месяц, белая заря). Сравним у Пушкина:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи
«Сказка о мертвой царевне».
Прямое значение (белый снег, белый лебедь, белый конь и др.) Подобные примеры мы видим и у Пушкина:
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет
«Сказка о царе Салтане».
Этот цвет Пушкин использует и при описании златоглавого города Гвидона:
Стены с частыми зубцами,
И за белые стенами
Блещут маковки церквей-
и при описании терема старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»:
Перед ними изба со светелкой,
С кирпичного, беленою трубой
И в сказках Пушкина, и в народных сказках слово белый вызывает чистое, светлое, торжественное, праздничное, успокаивающее чувство. Это цвет радости, благости и красоты.
Распространен в народных сказках и синий цвет. Эта краска в основном связна с характеристикой моря, реже – неба. Синий цвет – символ спокойствия, глубины морского простора, молодости и скромности, возвышенности и одухотворенности. И Пушкин употребляет этот цвет для обозначения моря и неба:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут
«Сказка о царе Салтане».
Ветер, ветер» Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
«Сказка о мертвой царевне».
Красный цвет в сказках А.С. Пушкина играет и положительную роль, и отрицательную роль по отношению к добру, красоте. Красный цвет указывает на красоту, здоровье:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей
Но царевне всех милее,
Всех румяней и белее.
Этот цвет говорит и о внутренней чистоте, стыдливости героине из «Сказки о мертвой царевне»
И царевна к ним сошла,
Честь хозяевам отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась.
Часто встречается словосочетания красная девица, которая означает красивая.
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица»
«Сказка о царе Салтане»
Отвечает месяц ясный:
«Не видал я девы красной»
«Сказка о мертвой царевне».
Это словосочетание очень популярно в народе. В сказках, где речь идет о красивых и умных девушках, оно встречается постоянно.
Обладает красный цвет и символом величия. Сочетания красно солнышко означает «мудрое». Недаром Красным Солнышком называли в Древней Руси князя Владимира.
У Пушкина красно солнышко тоже играет роль мудрого советника:
К красну солнышку наконец
Обратился молодец
«Сказка о мертвой царевне».
Красный цвет считался в народе самым лучшим, ярким, праздничным. На праздники парни надевали вышитые красные рубахи, а девушки – красные сарафаны и ленты.
У Пушкина старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой, стоит на крыльце «в красных сапожках».
Но народная мудрость осторожно подходила к оценке красного цвета. Не всегда он считался положительным. У народа одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни уважения. И как бы ни была царица из «Сказки мертвой царевне», всех румяней и белее», она остается «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Здесь красный цвет скрывает внутреннее уродство, холодный эгоизм. Эта маска вызывает отвращение.
Красный цвет может нести в себе и значение лжи, несчастья и смерти:
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы ручки опустила,
Плод румяный уронила
«Сказка о мертвой царевне».
Однако моментов, когда красный цвет связан со значением зла в фольклоре, немного, немного их и в пушкинских сказках. Народ любит красный цвет, верит в его символическую красоту. Эту веру передает и Пушкин в своих сказках.
Значение черного цвета в произведениях. Пушкина также совпадает с отношением к нему в народе. Это символ несчастья, горя, печали. Черный цвет может содержать значение беды или ее предупреждение, связываться с дурными мыслями героя:
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
«Сказка о мертвой царевне».
Эпитет черная (зависть) используется в переносном значении. У зависти невозможно определять цвет. Но в народе зависть считается чувством, способным приносить зло, которое всегда сочетается с черным цветом. Человек, страдающий черной завистью, способен на злые, низкие, мстительные поступки.
Слово черный является и определителем отношения человека к определенному сословию, к низшему, бедному, занимающемуся тяжелым трудом. Поэтому старуха и посылает старика к золотой рыбке:
«Воротись, поклонись рыбке
Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовой дворянкой»
То же видим и в отрывке:
И девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору
«Сказка о мертвой царевне».
Пользовался народ этим цветом и для описания внешности:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва.
«Сказка о мертвой царевне».
Использует поэт этот цвет и в имени бедной девушки царицы из той же сказке, Чернавки. Это имя на Руси давали девушкам со смуглой кожей и черными волосами.
Эпитеты черный ворон, черный медведь, черная ночь используется в описании животных в «Сказке о медведихе» и в «Сказке о царе Салтане»:
Дошли вести до медведя черно-бурого
Что убил мужик его медведиху
Как видим, отношение народна к черному цвету двойственно. Так же использует его Пушкин в зависимости от того, к какому герою, предмету или явлению этот цвет относится.
Зеленый цвет символизирует дружбу, молодость, уважение. У Пушкина встречают царевну молодым зеленым вином:
От зеленого вина
Отрекался она
Здесь автор имел в виду некрепкое, молодое вино.
Зеленый цвет выступает и в качестве традиционной характеристики леса, травы, луга:
Мать и сын теперь на воле,
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый под холмом.
В то же время зеленый цвет может символизировать тайность, создает охранительное, защитное значение:
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей
И в народных сказках, и в сказках Пушкина мы встречаемся с зеленым дубом, красным солнышком, синим морем, серой уткой, белой лебедью, белой зарей и т.д. Все эти эпитеты, сложившиеся в глубокой древности, создали неотразимый народно-цветовой колорит пушкинский сказок. Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия сказок, радости, тревоги и передает богатое содержание. В каждой из них своей преобладающий колорит, указывающий на определенную цветовую направленность сказки. По насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе.


Литература:

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Литература 5 класс. Часть I.
Журнал «Начальная школа» № 7 2003 г.







































Тезисы.


1. А.С.Пушкин- великий сказочник.

2. Цветовая лексика сказок:

- популярный и многозначный золотой цвет;

белый цвет в народных сказках и в сказках Пушкина;

синий цвет- символ спокойствия, молодости и скромности;

красный цвет- вера в красоту, здоровье;

черный цвет-это символ несчастья, горя, печали;

зеленый цвет – символ дружбы, молодости, уважения;

3. Цветопись – своеобразный ключ сюжетного действия сказок.


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий