Образовательный материал

Тематическое планирование
по литературе
в 9 а классе
на 2010-2011 учебный год

учителя русского языка и литературы
Парахиной И.В.

МОУ Навлинская СОШ №2

Количество часов в неделю – 3 (105)

Программа по литературе для 5-11 классов для общеобразовательной школы/Авт.-сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.- 200с.


Методическое обеспечение


Название учебного пособия, дидактического материала
Автор
Издательство
Год

1
Программа по литературе для 5-11 классов для общеобразовательной школы 3-е изд. - 200с.

Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.
М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,
2006

2
Преподавание литературы в 9 классе:книга для учителя: В 2 частях
Под ред. проф. Г.А. Обернихиной.
М.:Аркти
2003

3
Русская литература 19 века
Буслакова Т.П.
М.: Высшая школа
2005

4
Русская литература первой половины 19 века. 9 класс
Аленькина С.Н.
СПб.: «Паритет»
2004

5
Русская литература 18 века(словарь-справочник)
Под ред.В.И. Федорова
М.:МГПУ
1997

6
Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс
Скоркина Н.М.
Волгоград
1999

7
Работа с поэтическими текстами.
Практические задания 9-11
Коркина Е. В.
М.: НЦ ЭНАС
2007

8
Русская литература
Флоринский С.М.
М.:Просвещение
1968

9
«Открой мне глубокую тайну твою»(школьные тексты в вопросах и ответах для 9 класса)
Шапошникова В.В.
М.: «Московский Лицей»
1995

10
Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений:В 2 ч.
С.А.Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев.
М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,
2009







Дата
план

Дата
факт
Тема урока
Домашнее задание
Дополнительный материал для углубленного изучения тем
Меж-
пред-метные связи
Цель урока
Основные понятия

1


Русская литература как художественное отражение жизни. Специфика курса русской литературы в 9 классе.(Вводный урок).
Читать «Слово о полку Игореве», учебник с.10-14


Раскрыть сущность худ. познания жизни , показать тесную связь литературы с процессами общественного развития, проследить её проблематику на различных этапах русской истории.
Шедевры
Основное базовое образование

2


Литература средневековья. Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История открытия и изучения памятника. Зачин. Историко-культурный контекст времени создания произведения.
Прочитать 1 часть «Слова» (перевод) до слов: « Унылы городские стены, и веселие поникло». Подготовить выразительное чтение зачина.
Конволют
Художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»
Обзорная характеристика древнерусской литературы; изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нём; знакомство с исследованиями «Слова».
Стихотворный перевод. Конволют.

3


Композиция «Слова»: принцип переплетения триад. Часть первая: поход Игорева войска.
Прочитать 2 часть «Слова» (до плача Ярославны). Отметить во 2 части строки-рефрены. Подготовить выразительное чтение на древнерусском языке отрывка из 1 части. Индивидуальное задание. Подготовить исторические справки о князьях , к которым обращается автор «Слова».
Работа с древнерусским текстом

Художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»
Познакомить с композицией, образной системой «Слова», его основной идеей; дать понятие патриотизма, честолюбия; работа над 1 частью
Идея, образная система, пейзаж, патриотизм, честолюбие, междоусобица

4


Часть вторая. Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям. Жанровые особенности второй части.
Прочитать 3 часть и славу. Третью часть разделить на 3 пункта, пункты озаглавить. Индивидуальное задание. Найти в «Слове» сравнения битвы с полем, с жатвой. Найти в былинах и в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» сравнение битвы с жатвой, с полем пшеницы.
Учебник с.15-17.

Художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»
Продолжение работы с композицией, образной системой «Слова», его основной идеей; работа над 2 частью. Понять содержание «Золотого слова Святослава».
Идея, образная система, пейзаж, патриотизм, честолюбие, междоусобица.

5


Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Особенности композиции. Роль рефренов. (Урок развития речи)

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из отрывков «Слова» на древнерусском языке. Задание по вариантам. Выписать из текста «Слова»: 1)названия городов, рек, народов и стран (уметь показать их на карте); 2)явления природы, названия растений, животных и птиц; 3) имена языческих богов, названия людей по роду их занятий, по возрасту, полу и т.д. Учебник с.18-21
С.26, вопрос 5*
Художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»
Продолжение работы с композицией, образной системой «Слова», его основной идеей; работа над 3 частью.
Идея, образная система, пейзаж, патриотизм, честолюбие, междоусобица

6


Образ Русской земли в «Слове». (Урок-семинар)
Прочитать «Слово» в разных переводах, подготовить устный отзыв. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об опере А.Б.Бородина «Князь Игорь» и подобрать для прослушивания музыкальные фрагменты.
Учебник с.21-25, вопросы и задания.
С.26, вопрос 8*
Опера А.Б.Бородина
«Князь Игорь»
Помочь учащимся почувствовать лиризм и красоту поэтических образов «Слова», осмыслить изображённый в поэме образ Русской земли. Помочь учащимся увидеть идеал автора – могущество русской земли, единство князей. Подвести учащихся к выводу о том, что «Слово» - это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.
Идея, образная система, пейзаж, патриотизм, честолюбие, междоусобица

7


Величие и бессмертие древнерусской поэмы. «Слово о полку Игореве» в русской мировой культуре. Спор об авторе поэмы. Переводы «Слова..»
Сочинение по «Слову о полку Игореве».
Сообщение о В. Шекспире.
Читать «Гамлет»
Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме
Иллюстрации
Раскрытие вдохновляющей силы художественного мира «Слова» для отечественного искусства, развитие у школьников умений воссоздать в воображении поэтические картины, созданные автором, обосновывать свое мнение о произведении и его героях. Знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.
Могущество, Русская земля, единство. Поэтический перевод.

8


В. Шекспир «Гамлет».
Выучит отрывок в переводе Б. Пастернака «Быть или не быть?»
Спектакль с участием В. Высоцкого
Театр
Познакомить учащихся с особенностями английского Возрождения, с жизнью и творчеством У.Шекспира. Обозначить «вечные» проблемы в его творчестве; развить представления о драматическом произведении.
Расширение теоретических знаний о драматургии.


9


Литература 18 века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве.





1.В письменном размышлении попытаться определить роль литературы 18 века в истории русской литературы вообще. 2. Читать комедию Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

Живопись,
архитектура
Введение понятия «классицизм»; общий обзор «Развитие русской литературы в 18 веке.
Классицизм, государствен-
ность, гражданственность, «светская» культура.

10



Пьеса эпохи Классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

1.Чтение комедии. 2.Индивидуальное задание-сообщение: «Из истории создания комедии Ж.Б.Мольера».3.Письменный ответ на вопрос: «Почему мольеровские персонажи считаются бессмертными?». Сочинение.
М.Булгаков.
Жизнь господина де Мольера.\УЛ,
№6, 2008.

Рассмотреть признаки классицизма в драме; познакомиться с биографией и очерком творчества Мольера. Изучить историю создания комедии, выявить интригу в пьесе; смысл и образы комедии.
Резонёр, интрига

11


«Русский Мольер»
Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля».
1.Дочитать комедию. 2.Выбрать понравившиеся сцены и, объединившись в группы, подготовиться к выразительному чтению по ролям. 3. Охарактеризовать Митрофанушку.
Учебник с. 46-54.
Художественные особенности комедии «Недоросль»
Театр
Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии.

Сатира,
ирония,
подтекст

12


Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Гуманистический пафос комедии.
1.Написать мини -сочинение «Каким я увидел Митрофана ( Простакову )», используя план характеристики героя. 2.С помощью каких средств драматург разоблачает и высмеивает отрицательных персонажей? 3. Как вы понимаете смысл названия комедии?


Обсудить проблемы гражданственности, человеческого достоинства.
Гражданственность, достоинство, добродетель, благонравие.

13


Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина.



Подготовиться к уроку внеклассного чтения (вопросы напечатаны для всех учащихся).


Обсудить проблему воспитания, традиции и новаторство в пьесе.
Воспитание, образование. Традиция, новаторство.

14


Внеклассное чтение. «Чувства добрые пробуждать» (Образ учителя в произведениях В.Распутина, В.Тендрякова, В.Быкова)

Сочинение «Каким должен быть учитель?»,
сообщения по группам (А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А. П. Сумароков).

Фрагменты фильмов.
Познакомить учащихся с произведениями о труде учителя; проследить по тексту произведений, какие уроки получили юные герои у своих учителей; раскрыть своеобразие подхода писателей к изображению характеров героев; сделать вывод о роли учителя в обществе.
Учитель, педагог, преподаватель наставник

15


Русский классицизм.
А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А. П. Сумароков.
1.Подготовить биографию М.В. Ломоносова. 2. Подготовить краткие сообщения по темам: - биография Ломоносова; - открытия Ломоносова в области физики, химии; прикладные разработки.

Классицизм в живописи и архитектуре



16


«Петр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский) (М.В. Ломоносов-реформатор русского языка и стихосложения.) «Ода на день восшествия» - типичное произведение в духе классицизма.
1.Выучить материалы урока, отражённые в рабочих тетрадях.2.Подумать над вопросом: «Что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму?» 3. Читать выразительно оду. 4.Выучить наизусть отрывок.5.Индивидуально подготовить: подборку высказываний о Державине; сообщение о судьбе и личности Державина.
Учебник с.82, вопрос 2,3.
Филологиче-
ские труды Ломоносова.
Классицизм в живописи и архитектуре.
Узнать общие сведения о Ломоносове. Изучение од. Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.
Ода, одический стиль и жанр, силлабическое, силлабо-тоническое стихосложение, духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис и архаизмы. Реформаторская деятельность.

17


Новая эра русской поэзии.
Г.Р. Державин
Судьба и поэзия.
Дать сравнительный анализ оды М.В.Ломоносова, стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям». Сравнить различные переводы оды Горация «К Мельпомене» Ломоносовым и Державиным («Памятник»). Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник».
Философская направлен-
ность од Державина.
Портреты поэта
Биография Державина. Державин в оценке деятелей русской культуры.
Максимализм, категоричность, изящество, будничность.

18


Три памятника в русской литературе («Памятник» М.В. Ломоносова «Памятник» Г.Р.Державина, «Памятник» А.С.Пушкина)
Письменный сравнительный анализ. Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарий.


Сравнить различные переводы оды Горация «К Мельпомене» Ломоносовым и Державиным («Памятник»), стихотворение А.С.Пушкина «Памятник». Провести сопоставительный анализ трёх «Памятников», определяя своеобразие каждого.
Ода, перевод.

19


А.Н. Радищев – гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Письменный ответ на вопрос: «Каким вы увидели Радищева и его произведение?».
Публицистич-
ность произведения
История
Знакомство с биографией Радищева, обсуждение «Путешествия.»
Эмоциональ-
но-экспрес-
сивная лексика: поразил, удивил, негодует, протестует, клеймит. Жанр путешествия.

20


Сентиментализм.
1.Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 2.Подготовить сообщение о биографии Н.М.Карамзина, его деятельности как публициста и историка.
Основные черты сентимента-
лизма
Исскуство
Показать учащимся обусловленность литературного процесса общественной жизнью, историческими событиями. Дать первоначальное понятие о сентиментализме.
Сентимен-
тализм, сентименталь-
ный, чувственностьмечтательность

21-22


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
1.Прочитать роман И.Гёте «Страдания юного Вертера». 2.Подготовить сообщение о биографии И.Гёте.
Значение Карамзина для русской культуры
Иллюстрации
Знакомство с психологической повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Углубление представлений учащихся о сентиментализме как общероссийском литературном движении. Постижение гуманистического пафоса повести «Бедная Лиза» (утверждение внесословной ценности человека, право на личное счастье; протест против невежества, сословных предрассудков)
Эмоциональ-
ный, чувственный. Психологиче-
ская повесть.

23


Внеклассное чтение. И. Гёте «Страдания юного Вертера»
Сочинение по повести «Бедная Лиза».


Изучение психологического романа И. Гёте «Страдания юного Вертера». Углубление представлений учащихся о сентиментализме как общеевропейском литературном движении. Постижение гуманистического пафоса произведения И. Гёте (утверждение внесословной ценности человека, право на личное счастье; протест против невежества, сословных предрассудков)
Психологиче-
ский роман. Эпистоляр-
ный роман.

24


«Золотой век русской литературы». От классицизма и сентиментализма к романтизму. Социальные и психологические истоки романтизма. Своеобразие романтической поэзии (на примере элегии В.А. Жуковского «Море»)
1.Выучить лекцию о романтизме.2. Индивидуально подготовить сообщение на тему «Жуковский и Пушкин». 3. Индивидуально подготовить сообщение на тему «Жуковский- переводчик».
4.учебник с.89-100
О портретах русских писателей. Жуковский – певец невыразимого.
С.К.Казакова\\ЛШ№6,2009,с.15-17.

Исскуство
Изучить понятие «русская классическая литература»; романтизм как литературное направление. Показать своеобразие романтической поэзии на примере элегии В.А.Жуковского «Море».
Романтизм
Романтиче-
ский субъек-
тивизм.
Классический, классик. Элегия.

25


«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль»
(А.С.Пушкин) В.А. Жуковский как поэт-романтик. Баллада «Светлана».
Подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века (индивидуально). Выучить наизусть любое стихотворение поэтов начала 19 века.
В.А.Жуковский в контексте живописи 1 пол. 19 века. Воеводина Е.Н.\\ЛШ №6, с.18-20,2009.
Иллюстрации
Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского; балладой «Светлана».
Иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм. Баллада.

26


1.Многообразие творческих индивидуальностей в поэзии начала 19 века. К.Н.Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский (на выбор).
1. Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения. 2.Подготовленным учащимся можно дать задание самостоятельно проанализировать стихотворение поэта-романтика начала 19 века.
«гражданский романтизм»

Обзорное знакомство с творчеством поэтов начала XJX века. Обучение анализу стихотворения на примере стихотворения Е.Баратынского «Элегия».
Лирика, лирический герой.
Элегия, мироощуще-
ние.

27


Обучение анализу лирического стихотворения
(практикум).






28


«Человек необыкновенный» (А.С.Пушкин). Очерк жизни и творчества А.С..Грибоедова.
Прочитать комедию, статью учебника о Грибоедове и ответить на вопросы.
А.Грибоедов в воспоминаниях современников.

Раскрыть процесс духовного становления личности писателя, его нравственные и общественные идеалы. Показать разностороннюю одаренность писателя, одного из «самых могучих проявлений русского духа»(В.Г.Белинский).Рассказать о дружбе автора комедии «Горе от ума» с декабристами, о возникновении замысла пьесы как отражении идейной борьбы двух лагерей в русском обществе: крепостников- староверов и прогрессивно настроенных дворян, поборников «вольности святой».
Энциклопе-
дизм,
Гениальность,
Оригиналь-
ность.

29


«К вам Александр Андреич Чацкий!» (Чтение и анализ 1 действия комедии).
Опишите приезд Чацкого в дом к Фамусову. Подготовьте (по книге) выразительное чтение одного из монологов Чацкого или Фамусова. Ответьте на вопросы: Что нового мы узнаём о Фамусове и Чацком из 2 действия? В чём причина возникновения конфликта между Чацким и Фамусовым? За что хвалит Москву Фамусов, и какие пороки московской знати осуждает Чацкий?
Словарно-стилистические упражнения.
Фрагменты фильма
Выявление первоначального восприятия учащимися комедии. Комментированное чтение 1 действия комедии. Определение роли экспозиции и завязки драматического конфликта.
Драматиче-
ское произведение, пьеса, действие, мимика, жесты, манеры, стиль речи, конфликт, экспозиция, завязка

30


«Век нынешний и век минувший» (Анализ II действия комедии, развитие и углубление драматического конфликта пьесы).
Прочитать сцену «Чацкий и Молчалин» (3 действие). Подготовить ответы на вопросы: Почему Чацкий до откровенного разговора с Софьей не может поверить, что она любит Молчалина? Почему фамусовской Москве «противопоказан» Чацкий и необходим Молчалин?
Образность и афористично-
сть языка комедии.
Фрагменты фильма
Помочь учащимся понять суть личного и общественного конфликтов пьесы. Причину неизбежного столкновения передового человека с миром крепостников, «негодяев знатных», низкопоклонников, лицемеров. Воспитание чувства человеческого достоинства и неприятия духовного конформизма.
Конфликт, духовный конформизм, панегирик, антитеза. «Век нынешний» и «век минувший»

31


«Молчалины блаженствуют на свете».
Подготовить описание появления гостей, приехавших на бал в доме Фамусова. Чем вызвано раздражение Чацкого на балу у Фамусова? Почему гости Фамусова поддержали сплетню о сумасшествии Чацкого? Выразительное чтение одного из монологов Чацкого.

Фрагменты фильма
Раскрыть сущность нравственного столкновения Чацкого с лицемером и угодником Молчалиным. Выяснить причины появления молчалиных, их преуспевания и «блаженствования
Кульминация конфликта. Внесценические персонажи

32


«Безумный по всему». Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого.
Составить цитатный план сообщения на тему «Бал в доме Фамусова». Раскрыть собирательный образ «фамусовское общество». Подумать над вопросом, нужно ли 4 действие?

Фрагменты фильма
Осмыслить основной конфликт пьесы, понять глубину духовной трагедии Чацкого, причину его одиночества в среде «Фамусовых». Раскрыть прием «калейдоскопа» лиц и реплик – средства сатирического изображения действительности.
Реплика, кульминация, конфликт, трагедия.

33


«Мечтанья с глаз долой и спала пелена». Анализ IV действия. Итог конфликта и развязка действия.
Перечитать комедию Грибоедова. Когда она произвела на вас более сильное впечатление – при первом чтении или при повторном? Подумать над вопросом :Чацкий победитель или побеждённый?

Фрагменты фильма
Подвести учащихся к осмыслению итога конфликта и развязке действия (преодоление Чацким «драмы любви», победа «ума и воли» над «сердцем», окончательный разрыв с фамусовской Москвой), пониманию антитезы как принципа композиции комедии, идейно художественной роли Репетилова, «либералы из Английского клуба», «псевдо -Чацкого». воли" "ащихся к осмыслению итога конфликта и развязке действия (преодоление Чацкимформулировать основные положения
Композиция, развязка действия, финал.

34


Развитие речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний».
Завершение работы над статьёй по плану: 1..значение комедии; 2.образ Чацкого; 3. Фамусов и люди его круга; 4. Молчалин; 5. Софья . Подготовиться к завершающей беседе о Чацком.

Критическая статья
Обобщить проделанную в классе и дома работу, обсудить основные положения статьи И.Г. Гончарова «Мильон терзаний» - одного из лучших критических суждений о комедии А.Грибоедова.
План, тезис, аргумент, доказательст-во.

35


«Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (обобщающая беседа о Чацком)
Подготовка к обобщающему уроку-семинару (вопросы размножить)

Фрагменты фильма
Раскрыть многогранность личности Чацкого, постигнуть её высокое общественное значение.
Многогранность личности

36


Нравственный конфликт в комедии. Тема достоинства человека в «Горе от ума». Урок-семинар
Написать сочинение по комедии.


Обобщающее занятие по всей теме
Интерпрета-
ция, герой времени, антигерой

37-38


Просмотр фильма «Горе от ума»
Подготовка к уроку внеклассного чтения по роману Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»





39


Внеклассное чтение. Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»
Подготовить устный рассказ «Мой Пушкин» и выразительное чтение любимых произведений поэта.


На материале книги Ю. Тынянова расширить представление учащихся о личности А.С.Грибоедова и его эпохе. Понять авторскую трактовку образа Грибоедова, человека, пережившего свою эпоху, раскрыть трагизм его судьбы.




40


Александр Сергеевич Пушкин. «Мы рождены для вдохновенья»
Прочитать стихотворение «Желание», «Пирующие студенты», «Заздравный кубок», «Товарищам», «Разлука» и подготовить выразительное чтение одного из них. Из «Записок И.И.Пущина» прочитать рассказ о лицее(групповое задание). Подготовить сообщения о лицейских друзьях Пушкина: И.Пущине, В. Кюхельбекере, А.Дельвиге(индивидуальные задания).
Благой Д.Д. Творческий путь А.С.Пушкина.
Иллюстрации
Пробудить интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина. Расширить представление о значении великого русского поэта в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого. Рассказать о детских годах Пушкина, его первых поэтических откровениях.
Культурное наследие прошлого. Периодизация творчества.

41


«В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал» (Пушкин в лицее)
Индивидуальные задания по подготовке к заочной экскурсии «Пушкинский Петербург».
Воспоминания современ-
ников.
Иллюстрации
Познакомить учащихся с жизнью Пушкина в лицее. Раскрыть духовный мир юного поэта, круг его интересов, увлечений, истоки литературного творчества, рассказать об учителях и друзьях поэта- лицеиста. Путём анализа стихотворений этого периода показать , как созревал поэтический талант Пушкина, кто были его учителя в поэзии.
Лицей, лицейское братство. Анакреон. Эпикурейство.

42


«Свободы верный воин»
Пушкин в Петербурге(1817-1820).
Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву», понравившиеся строки стихотворений «Вольность», «Деревня» Письменная работа на тему «Каким я увидел автора в стихотворении «Деревня». Вопросы для учащихся: Что можно сказать об авторе по первой и второй части стихотворения? Какой предстаёт русская деревня в первой части? Как меняется её описание во второй? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении? Сравните пушкинское понимание свободы, вольности в стихотворениях «Деревня» и «К Чаадаеву»? Прочитать поэму «Кавказский пленник».
Пушкинская поэзия мысли. (Мурашова О.А.\ ЛШ №7, 2009,с.12-15)
Иллюстрации
В процессе заочной экскурсии ввести учащихся в атмосферу жизни Пушкина в Петербурге. Помочь постичь гражданские, нравственные идеалы пушкинского поколения, отражённые в стихотворениях поэта, их общечеловеческий смысл(ненависть к деспотизму, подавление человека человеком, суверенность человеческой личности). Развивать у девятиклассников представление о гражданской лирике.
Вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос, идиллия.

43


«Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края».
Ознакомиться с разделом учебника «Поэтический побег» и подготовить рассказ о романтическом периоде творчества поэта. Прочитать поэму «Цыганы» и ответить на вопросы: Что роднит Алеко с героем «Кавказского пленника» и в чём их различие? Какие обобщённые черты характера молодого человека начала 19 века запечатлел поэт в образе Алеко? Почему Алеко, поборник свободы, становится убийцей? Что привлекает и отталкивает вас в образе героя? Какова роль образа старого цыгана в раскрытии идеи поэмы? Как вы понимаете её заключительные строки?
«Открой мне глубокую тайну твою»
Сравнительный анализ элегии В.А. Жуковского «Море» и А. С. Пушкина «К морю»\
Т.Н. Алексеева, №5, 2008.
Иллюстрации
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Пушкина в южной ссылке, со своеобразием романтического миросозерцания поэта (воспевание своеобразия местных национальных характеров, экзотической природы юга, разочарование в любви, дружбе, свете, политических идеалах, мучительный поиск гармонии с миром, жажда могучих страстей). Углубление представлений о романтическом герое, особенностях романтического способа изображения действительности. Постижение пафоса стихотворения «К морю». Противопоставление образа моря, могучей «свободной стихии», символа абсолютной свободы, человеку, подчинённому силам жизненных обстоятельств, истории; прощание с байронизмом, культом могучей личности.
Романтиче-
ский герой (гордая, сильная, одинокая, разочаровавшаяся в жизни личность, порвавшая с обществом и ищущая свободы).

44


«Друг истины, поэт!» (Пушкин в Михайловском).
Подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения А.С.Пушкина
«Пророк»А.С. Пушкина как эстетиче-
ская программа русской литературы В.М.Мирошников\\ЛШ №5,2008, с.2-4.
Иллюстрации
.Познакомить девятиклассников с жизнью Пушкина в Михайловском. Раскрыть спасительную роль творчества в трагической судьбе ссыльного поэта. Рассказать о приходе Пушкина к реализму, создании трагедии, запечатлевшей «судьбу человеческую, судьбу народную».
Критический реализм (первоначаль-
ное представление)

45


«Поговорим о странностях любви» Любовная лирика Пушкина.
Выучить наизусть понравившееся стихотворение о любви, прочитать трагедию «Борис Годунов»
Анакреон-
тизм
Иллюстрации
Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта. Развивать высокие эстетические чувства учащихся, идеалы красоты и гармонии. Углубить представления об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений.
Любовная лирика

46


«Чтоб мыслить и страдать» (Трагедия «Борис Годунов»).
Выучить наизусть одно из стихотворений, изученных на уроке.
Читать «Маленькие трагедии»

«Душа стесняется лирическим волненьем» Анализ стихотворения А. С. Пушкина.\
Е.Н. Колоколь-
цев , ЛШ, №5, 2008.
Иллюстрации
Раскрыть трагическую судьбу поэта в условиях «самовластья», его верность вольнолюбивым идеалам юности. В процессе анализа стихотворения «Анчар» помочь учащимся понять, что деспотическая власть- угроза свободе и жизни человека.
Философская лирика. Деспотическая власть.

47


«И пробуждается поэзия во мне» Расцвет пушкинского реализма. Две болдинские осени. («Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
«Моцарт и Сальери», подумать над вопросом: Какова позиция Пушкина в оценке двух типов художников – Моцарта и Сальери?
Самостоятельно проанализировать стихотворение «Осень».
Болдинская осень
(Ю.Лотман\\ УЛ, №9,2009)
«И с каждой осенью я расцветаю вновь» путешествие спектакль( Полянских Н.Н.\\ УЛ, №9, 2009, с.3-10)
Иллюстрации
Познакомить учащихся с наиболее яркими периодами в творческой биографии А.С.Пушкина - двумя осенями в Болдина. Раскрыть нарастание трагизма в пушкинском мировосприятии. Подвести девятиклассников к пониманию трагедии «маленького» человека в повести «Станционный смотритель», антагонистических противоречий между государством и личностью в поэме «Медный всадник».
Болдинская осень. Реалистическая проза. Тема «маленького человека»

48


«Невольник чести». Последние годы жизни Пушкина. История дуэли.
Выучить наизусть одно из последних стихотворений поэта.
Философская лирика
Иллюстрации
Помочь учащимся понять трагизм положения поэта в обществе в последние годы его жизни, познакомить с историей дуэли Пушкина.


49


«Душа в заветной лире». Тема поэта и поэзии, мотивы смерти и бессмертия в лирике Пушкина.
Прочитать 1 главу романа «Евгений Онегин»






Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» в свете гоголевских суждений о Пушкине.
Р.Д.Мадер\\ЛШ №4,2009, с.17-20.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»О.
Иллюстрации
Постичь глубину пушкинского понимания роли поэзии и поэта в жизни человека и общества, осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца. Углубить представление о философской лирике.
Символика поэтических картин, философский смысл.

50


«Евгений, добрый мой приятель». История создания романа. Содержание 1 главы «Евгения Онегина».
Вопрос с. 79,прочитать 2 главу романа и подумать над вопросами: Что собой представляла жизнь Онегина в деревне? Что сблизило Онегина и Ленского? В чём их «разность» ?
Реализм Пушкина
Иллюстрации
Ввести учащихся в атмосферу пушкинского романа, помочь почувствовать его красоту, поэтическое обаяние, лиризм. Приблизить школьников к пониманию эпохи, описанной в романе, выяснить авторское отношение к герою (сочетание иронии и сочувствия). Сформировать первое представление о герое.
Жанровая природа романа в стихах. Онегинская строфа

51


«От делать нечего друзья» (Онегин и Ленский).
Вопрос с. 80.Закончить чтение романа. Подготовить выразительное чтение любимых страниц.
Сравнительно-сопоставитель-
ная характеристика
Иллюстрации
Помочь учащимся понять, как отразилась на характере Онегина деревенская жизнь, что сблизило романтика Ленского и скептика Онегина.
Авторские приёмы создания характеристик героев

52


«Душа ждалакого-нибудь. И дождалась». (Татьяна и Ольга).
Прочитать 4 главу романа.

Иллюстрации
Сопоставляя образы сестёр Лариных, выявить авторское отношение к ним, сочувствие поэта влюблённой Татьяне. Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини.
Авторские приёмы создания характеристик героев. Исповедь.

53


«Так проповедовал Евгений». (Исповедь Онегина).
Перечитать 5 главу романа. Подготовить выразительное чтение описаний природы из 4 и 5 глав. Подумать над вопросами: С какой целью автор вводит в текст романа сцену гадания и описание сна Татьяны? В чём сходство персонажей сна героини и гостей на её именинах? Что нового о Татьяне вы узнали из этой главы?

Иллюстрации
Помочь учащимся понять, почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны, выяснить, как относится автор к любовной драме Татьяны, какие качества героини позволили поэту заключить , что Татьяна- «русская душою».
Авторские приёмы создания характеристик героев. Лирическое отступление. Исповедь.

54


«Татьяна, русская душою» (Сон и именины Татьяны).
Вопрос с. 86.
Прочитать 6 главу и ответить на вопросы: Почему друзья стали смертельными врагами? Почему ни один из них не сумел отказаться от дуэли? Как автор относится к своим героям в сцене их смертельного поединка? На чьей он стороне и почему? Какие возможные варианты судьбы Ленского намечает автор в 6 главе романа?
Аналитическая работа с записью тезисов.
Иллюст-
рации
Углубить представления учащихся о главной героине романа, её искренности и естественности натуры, близости к народной жизни как одной из основ нравственного совершенства.
Авторские приёмы создания характеристик героев

55


«Враги! Давно ли друг от друга//Их жажда крови отвела?» (Дуэль).
Вопрос с. 88.
Перечитать 7 и 8 главы романа и подготовить устный рассказ на тему «Под влиянием каких жизненных обстоятельств происходит перемена в Татьяне, превратившейся из уездной барышни в светскую даму?»

Иллюст-рации
Постижение драматизма событий 6, кульминационной, главы романа. Выяснение роли лирических отступлений в оценке, данной автором поступкам своих героев и обычаев своего времени.
Кульминация дейсивия.

56


«Ужель она? Но точно Нет» (Татьяна - светская дама).
Подготовить выразительное чтение письма Онегина. Ответить на вопросы: Под влиянием каких жизненных факторов произошли изменения в душе Онегина? Почему поэт разъединяет судьбы Онегина и Татьяны?
Лирические отступления.
Иллюст-рации
Помочь учащимся понять, под влиянием каких жизненных обстоятельств происходит перемена в Татьяне, превратившейся из «девочки несмелой» в «законодательницу зал», что в ней появилось нового и что осталось неизменным.
Пушкинская Москва и грибоедовская.

57


«А счастье было так возможно, Так близко!» (Онегин и Татьяна - 8 глава). «Путешествие Онегина».
Прочитать 8-ю и 9-ю статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», учебник с. 94, вопрос 18.
Жанровое своеобразие романа.
Иллюст-рации
Проследить, какие перемены произошли в чувствах, мироощущениях Онегина в конце романа, выяснить, какие жизненные обстоятельства этому способствовали, почему не состоялось счастье главных героев. Первоначальное формирование представлений о типическом в художественном творчестве.
Типическое

58


Развитие речи. В.Г.Белинский. Сочинения Александра Пушкина(8-я и 9-я статьи).
Подготовка к уроку- семинару по роману «Евгений Онегин».


Обучение навыкам работы с критической статьёй, составление её плана и конспекта. Углубление представлений учащихся о героях романа Пушкина, выяснение интерпретации их образов В.Г.Белинским.
Критическая статья.

59


Семинар. «Самое задушевное произведение Пушкина».
Подготовка к письменному сочинению по роману «Евгений Онегин».


Обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности. Расширить представления школьников о литературном типе. Помочь им понять трагедию главных героев романа, обусловленную их одиночеством.
Первый реалистиче-
ский роман

60


Развитие речи. Письменное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Прочитать и подготовить пересказ повести «Пиковая дама».


Развитие навыков написания литературного сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем ( с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся).


61


А.С.Пушкин. «Пиковая дама».
Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Иллюст-рации
Помочь учащимся понять образ главного героя «Пиковой дамы» Германа, героя, В котором проступают черты развивающейся буржуазии: эгоизм, честолюбие, жажда денег, отрицание моральных норм, если они мешают обогащению.
Сюжет повести, план

62


Внеклассное чтение. Поэты 20 века о Пушкине. Урок-концерт.
Расскажите о вашей первой встрече с Лермонтовым. Какие его произведения стали вашими любимыми? Что вы хотели бы прочитать наизусть? Сопоставьте стихи Лермонтова и Пушкина. В чём их отличие? История создания стихотворения «Смерть поэта»(индивидуальное задание).


Углубить знания о жизни и творчестве Пушкина.
Восприятие, оценка, краткий комментарий.

63


М.Ю.Лермонтов. «НЕТ, я не Байрон, я другой».
Подготовить выразительное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «10-е января» (Как часто, пёстрою толпою окружён»).
Воспоминания современников.
Иллюст-рации
Пробудить интерес у учащихся к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова. Познакомить девятиклассников с мироощущением, идеалами юного поэта, его нравственным и творческим выбором: протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.
Начало поэтической славы. Основные мотивы творчества.

64


«Приличьем стянутые маски» (Лермонтов и светское общество).
Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён» (1840). Подготовить ответы на вопросы: Что ненавидит и презирает лирический герой стихотворения? Что общего в отношениях Лермонтова и Грибоедова к светскому обществу, своим современникам?
Лермонтов и светское общество.
Иллюст-рации
Помочь учащимся почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, его одиночестве в светском обществе, рождающем чувства «горечи и злости».
Позиция поэта.

65


«Печально я гляжу на наше поколенье» (Анализ стихотворения «Дума»).
Сделать выписки из статьи В.Г.Белинского «Стихотворения М.Ю.Лермонтова» (суждения критика о «Думе»). Выполнить письменный анализ стихотворения «И скучно и грустно». Прочитать стихотворения Лермонтова о любви: «К***» («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»), «Она была прекрасна, как мечта», «Я не унижусь пред тобою», «К*» (Прости!-мы не встретимся боле»), «Отчего», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «На светские цепи»(М.А.Щербатовой).
Сравнительный анализ
Иллюст-рации
Помочь учащимся понять авторские чувства, проявившиеся в стихотворении «Дума»: боль, печаль, гнев, негодование, вызванные мыслями о бесполезности существования поколения 30-х г.г. прошлого века.
Эпоха «безвременья»

66


«Ищу вокруг души родной». Мотивы вольности и гордого одиночества в лирике Лермонтова. Тема любви.
Подготовить устный рассказ «А. С. Пушкин о назначении поэзии и судьбе поэта». Сопоставить стихотворения «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. Прочитать поэму «Демон».
Мотив одиночества
Иллюст--рации
Углубление представлений учащихся о романтическом мировосприятии поэта (тоска по свободе, справедливой, полнокровной жизни ; неистребимая «жажда бытия», активной деятельности; осознание нарастающего разрыва с обществом, поиски гармонии в мире природы; одиночество, неприкаянность лирического героя стихотворений поэта, попытка обрести «родную душу» в любви и дружбе).


67


«Из пламя и света Рождённое слово». (Лермонтов о назначении поэзии и судьбе поэта).
Подготовить ответы на вопросы: Почему тема о назначении поэта и поэзии занимает значительное место в творчестве Лермонтова? Чем современны его стихотворения этой тематики? Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта? Выучить наизусть стихотворение «Родина».
Роль литературы в жизни русского общества.
Иллюст-рации
Помочь учащимся осмыслить понимание Лермонтовым высокой социальной, гражданской миссии поэзии в утверждении идеалов «любви и правды», раскрыть трагизм судьбы поэта, защищающего высокие духовные ценности, показать, чем было творчество в жизни Лермонтова.
Символика поэтических картин, философский смысл.

68


«Люблю отчизну я». Тема Родины в творчестве Лермонтова. Последние годы жизни поэта. «Стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Законспектировать статью В.Г.Белинского «Стихотворения М.Ю.Лермонтова» (в сокращении). Написать сочинение на тему «Моё первое впечатление о Печорине».
«Когда волнуется желтеющая нива»
(Миронова К. В.\\ЛШ №7, 2009, С. 31-34)
Иллюст-рации
Помочь учащимся почувствовать и понять «странную» любовь поэта к родине: его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России, «страны рабов, страны господ». Углубление представлений о духовных поисках Лермонтова.


69


«Признаки таланта первостепенного»М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Странный человек. (Повесть «Бэла»).
Перечитать повесть «Максим Максимыч» и подобрать материалы для ответа на вопросы: Каково место и значение повести «Максим Максимыч» в романе? Как меняется форма повествования, его тональность? Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете? «Злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежат в основе характера Печорина?
Особенности жанра и проблематика романа.
Иллюст-рации
Выяснить первоначальное восприятие учащимися романа М.Ю.Лермонтова и создать установку для его углубленного прочтения. Подвести школьников к пониманию значения композиции и роли рассказчика-повествователя в раскрытии идейного замысла романа. Заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью «странного человека» - Печорина.
Композиция произведения. Хронологические сдвиги. Рассказчик-повествователь. Социально-психологический роман

70


«Что делать?..всякому своя дорога». (Повесть «Максим Максимыч»).
Прочитать статью учебника «Максим Максимыч» и подготовить рассказ на такую же тему. Перечитать главу «Тамань» и подготовить ответ на вопрос: Как раскрывается личность Печорина в его истории с контрабандистами?

Иллюст-рации
Помочь учащимся понять грустный итог встречи Максима Максимыча с Печориным, причину отчуждения «простого» человека и «героя времени».
Формы повествования

71


«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» («Тамань»).







Прочитать повесть «Княжна Мери» и ответить на вопросы: Почему Белинский утверждает, что «разгадку Печорина мы видим в его журнале»? В чём причина конфликта Печорина с «водяным обществом»?
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Иллюст-рации
Открыть учащимся красоту и поэзию мира, изображённого писателем в «Тамани». Найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и её бесцельность, критическое отношение к себе.
Сюжет, композиция.

72


«За что они все меня ненавидят?» (Печорин и водяное общество).
Прочитать статьи учебника «Печорин и «водяное общество», «Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери». Сопоставить сцены дуэли в «Евгении Онегине» и Герое нашего времени». Подготовить ответ на вопросы: Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой и княжной Мери? Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?

Иллюст-рации
Показать, почему неизбежно столкновение Печорина с «водяным обществом». Раскрыть, в чём несовместимость главного героя и Грушницкого. Углубление представлений учащихся о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения. Формирование первоначальных понятий о жанре социально-психологического романа.
«Водяное общество». Интерпретация.

73


«Неужели моё единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?» (Печорин в отношениях с Вернером, Верой, княжной Мери).
Перечитать повесть «Фаталист» и подумать, почему ею заканчивается роман? Подумать над вопросами: В чём беда Печорина? Есть ли внутренняя связь между стихотворением «Дума» и романом Лермонтова? Где автор более сурово осуждает своё поколение?
«История души человеческой» в зеркале повествования. Алпатова Т.А.\\ЛШ, №1, 2008,с.7-11.
Иллюст-рации
Помочь учащимся понять причины двойственности Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного «истощения жара души».
«Водяное общество». Интерпретация. Социально-психологический роман

74


«В напрасной борьбе я истощил и жар души постоянство воли». Повесть «Фаталист». Трагедия жизни Печорина и его поколения.
Прочитать и составить конспект статьи В.Г.Белинского «Герой нашего времени».
«Я думал умереть; это было невозможно»
Смерть Печорина (Кривонос В. Ш.\\ ЛШ №7, 2009)
Иллюст-рации
Помочь учащимся понять причину трагической обречённости Печорина и его поколения. .Выявить авторское отношение к герою в целом, осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист».
Литературный тип. Сюжетно- психологическая кульминация романа

75


Развитие речи. «Грустная дума о нашем времени» (Белинский). Подготовка к сочинению.
Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Сочинение
*Интеллектуальная игра по роману «Герой» (О. Н. Харитонова\\ ЛШ №7,2009, с.40-44)
Иллюст-рации
Обобщение и систематизация полученных учащимися знаний по теме.


76-77


Просмотр фильма «Герой нашего времени».
Подготовиться к уроку внеклассного чтения по книгам В. Распутина «Пожар», В.Титова «Всем смертям назло» (индивидуальные сообщения учащихся).





78


Внеклассное чтение. Герой нашего времени.
Подготовить устный рассказ на тему «Самые интересные для меня страницы в творчестве Н.В.Гоголя.


Пробудить у учащихся к духовной жизни, нравственным исканиям героя-современника. Помочь постичь девятиклассникам силу характера Сергея Петрова («Всем смертям назло»), душевную боль, мучительные раздумья Ивана Петровича («Пожар») о «больных» вопросах нашей сегодняшней жизни.
Духовная жизнь, нравственные искания

79


«Талант необыкновенный, сильный и высокий».
Н.В. Гоголь. Судьба писателя . Начало творческого пути.
Прочитать статью учебника Подготовить ответы на вопросы: Какие интересы сформировались у Гоголя во время обучения в Нежинской гимназии высших наук? Как отнеслась критика к выходу в свет сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Какие повести входят в сборники «Миргород», «Арабески», в цикл «Петербургские повести»? Прочитать повесть «Шинель».
«Горьким смехом моим посмеюся» литературный вечер( Дианинова Т.В.\\УЛ, №9, 2009, с.10-15)
Гоголь в портре--тах русских художников.
Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству писателя. Показать, как происходило становление писателя, формирование его мировоззрения, эстетических позиций. Помочь почувствовать своеобразие мира «Вечеров на хуторе близ Диканьки» ( красоту и пластичность художественных образов, соединение реального и фантастического, юмора и иронии, смешного и ужасного).
Лекция, план, конспект


80-81


Сборники «Миргород» и «Петербургские повести».
Подготовить рассказ на тему «Самые интересные страницы поэмы Гоголя «Мёртвые души». Прочитать 1 главу поэмы.

Вокруг гоголевской Диканьки. Кошелев В.А.\\ЛШ №1, 2009, С.6-11.
«Нарочито невеликий» Миргород.
\В.А.Кошелев, ЛШ, №12,2008.
Иллюст-рации
Познакомить учащихся с нравственной проблематикой сборников и жизненными явлениями, обусловившими создание этих книг. Помочь почувствовать горькую иронию «Старосветских помещиков», едкий сарказм повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», страдания «маленького» человека в «Шинели». Углубление представлений о приемах сатирического изображения действительности.
Тема «маленького человека»

82


Изучение поэмы «Мертвые души»: «История болезни, написанная мастерской рукой». Замысел произведения. Смысл названия поэмы. История создания. Работа над текстом первой главы.
Прочитать 2 главу поэмы, выписать в рабочую тетрадь характерные приёмы гоголевского стиля (сравнение несопоставимых явлений или предметов, отнесение людей в «животный» или неодушевлённый ряд, мотив автомата), ознакомиться со статьёй учебника «Манилов и Коробочка».
Художественное своеобразие поэмы, жанр, композиция.
Иллюстрации
Познакомить учащихся с замыслом, историей создания, композицией повести «Мертвые души». Вызвать у них интерес к произведению Гоголя, в процессе чтения-анализа эпизодов первой главы раскрыть основные принципы создания писателем художественных образов( прием сближения человека с миром вещей и насекомых, алогизм, ирония, пародирование). Помочь учащимся понять жанровые особенности книги, ее стиля (соединение лирической и иронической стихии повествования, романтическая одухотворенность, метафоричность и символика образов, детализация бытовых описаний, незримое присутствие авторского «Я», ритмичность лирических отступлений).
Жанр, композиция, приёмы типизации, основные приёмы типизации

83


«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» «Человек ни то ни се: ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» (Характеристика Манилова).
Прочитать 3 главу поэмы и раздел учебника «Манилов и Коробочка». Подготовиться к самостоятельной работе на тему «Образы Манилова и Коробочки. Художественные средства и приёмы создания сатирических типов».

Иллюстрации
Помочь учащимся выяснить общественную позицию создателя «Мёртвых душ», раскрыть социально-психологический смысл образа Манилова, определить основные приёмы его сатирического изображения (слащавость и мнимая интеллигентность, претенциозность и витиеватость оборотов речи, пустословие, напускное глубокомыслие, пародирование романтической позы и мечтательности, приём косвенной характеристики через описание интерьера и вещей). Углубить представления девятиклассников о сюжете и композиции поэмы.
«Гоголевский тип»

84


«Одна из тех матушек, небольших помещиц»(Характеристика Коробочки). Работа над текстом 3 главы поэмы
Прочитать 4 главу поэмы и статью учебника «Ноздрёв и Собакевич».

Иллюстрации
Развивать у учащихся умения характеризовать образ-персонаж с учётом авторской позиции, выявлять приёмы создания Гоголем сатирических типов. Углубление представлений о гражданских идеалах писателя, проповедующего любовь «враждебным словом отрицанья» (Н.А.Некрасов)

«Гоголевский тип»

85


«Исторический» и «многосторонний» помещик Ноздрёв. Работа над текстом 4 главы
Прочитать 5главупоэмы и статью учебника «Ноздрёв и Собакевич», «Помещики и народ в поэме».

Иллюстрации
. Развивать у учащихся умения характеризовать образ-персонаж с учётом авторской позиции, выявлять приёмы создания Гоголем сатирических типов. Углубление представлений о гражданских идеалах писателя, проповедующего любовь «враждебным словом отрицанья» (Н.А.Некрасов)

«Гоголевский тип»

86


«Кто кулак, тому уж не разогнуться в ладонь» (Характеристика Собакевича)
Перечитать 6-7 главы поэмы. Подготовить ответы на вопросы: Почему Плюшкин венчает галерею «мёртвых душ»? Что нового вносит образ Плюшкина в выражение авторской идеи? Какова роль ремарок и лирических отступлений? Что нового о личности автора мы узнаём из данных глав?

Иллюстрации
Развивать у учащихся умения характеризовать образ-персонаж с учётом авторской позиции, выявлять приёмы создания Гоголем сатирических типов. Углубление представлений о гражданских идеалах писателя, проповедующего любовь «враждебным словом отрицанья» (Н.А.Некрасов)

«Гоголевский тип»

87


«Прореха на человечестве» (Характеристика Плюшкина)
Перечитать 1, 7-9 главы и подобрать материал, характеризующий чиновников и обитателей города. По учебнику прочитать раздел «Образы чиновников».

Иллюстрации
Помочь учащимся почувствовать гоголевскую скорбь души, вызванную страшными картинами крепостнической действительности, увидеть за комизмом характеров и ситуаций трагедию русской жизни, вскрыть объективные и субъективные причины, порождающие «мёртвые души».
«Гоголевский тип»

88


«Губернский Олимп» (Изображение чиновничества )
Перечитать 11 главу поэмы и ответить на вопросы: Почему главным действующим лицом поэмы Гоголь выбрал Чичикова? Как автор относится к своему герою и согласны ли вы с ним? Письменно ответить на вопрос: В чём «великая тайна нравиться» Чичикова? Прочитать статью учебника «Чичиков».

Иллюстрации
Подвести учащихся к осмыслению роли глав о чиновничестве и «Повести о капитане Копейкине» в художественной концепции романа. Вскрытие внутренних пружин бюрократического чиновничьего механизма - воровство, взяточничество, чинопочитание, протекционизм, круговая порука. Выявление основных художественных приёмов изображения губернского чиновничества и обитателей города (шарж, карикатура, подмена человека вещью, сведение сущности героя к какой-нибудь «страстишке», гротеск, приём карнавального начала).
«Гоголевский тип»

89


«Кто же он? Стало быть, подлец?» (Образ Чичикова).
Подготовиться к уроку-семинару (фронтальные, групповые, индивидуальные задания). Прочитать статью учебника «Автор в поэме».
Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или? С.А.Неволина\\ ЛШ №3, 2009,с. 35-38.
Иллюстрации
Помочь учащимся осмыслить, почему главным героем своей поэмы Гоголь сделал Чичикова, какими характерными чертами он его наделяет, в чём «великая тайна нравиться» героя, его особая живучесть. Расширить представление о чичиковщине как социально-психологическом явлении.
«Гоголевский тип», чичиковщина

90


«Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу» (Лирические отступления в поэме. Народ и родина. Образ автора).
Прочитать письма В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю и Н.В.Гоголя к В.Г.Белинскому.
Образ народа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Е.В. Сухарева\\ Л.Ш.№3, 2009, с.21-24.
Иллюстрации
Обобщить и систематизировать знания учащихся о поэме Гоголя. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с художественным текстом и критической литературой. Углубить представления учащихся об идеале автора, его гражданской позиции: беспощадное отрицание крепостнической действительности, боль и страдание за судьбу народа, вера в его творческие силы, великое будущее России.
Идейно-художественное своеобразие

91


Духовная драма Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями», история 2 тома «Мертвых души».Последние годы жизни писателя.
Домашнее сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души».
Притча о назначении человека. О втором томе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. В.Ш. Кривонос\\Л.Ш. №2,2009, с.11-15.

Познакомить учащихся с последними годами жизни Гоголя, раскрыть сущность его духовной драмы. Понять учащимся понять идейный пафос «Выбранных мест»: призыв писателя к консолидации всех общественных сил России, нравственному совершенствованию как главному условию духовного возрождения общества.
Духовная драма

92-93


Просмотр фильма
Сообщения по группам







94


Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890. Расцвет социально-психологической прозы (Произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева) Сатирический дар М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Сообщения по группам

Иллюстрации
Познакомить учащихся с развитием традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-90 годов.
Социально-психологиче-
ская проза

95


Лирическая ситуация 50-80- годов 19 века (Поэзия Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета)
Сообщения по группам, читать «Бедность не порок».

Иллюстрации
Познакомить учащихся с лирической ситуацией 50-80-х г. 19 века. Обзорно познакомить с биографиями поэтов, основными особенностями поэтического языка каждого из них.
Лирика

96


Творчество А. Н. Островского как новый этап развития русского национального театра
Сообщения по группам, читать «Белые ночи» Ф.М.Достоевского и Л.Н. Толстой «Три смерти»

Иллюстрации
Познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе 2 половины 19 века.
Националь-
ный театр

97


Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как два типа художественного сознания
Сообщения по группам, читать «Анна на шее»

Иллюстрации
Познакомить учащихся с двумя типами художественного сознания 19 века.
Художествен-
ное сознание

98


Проза и драматургия Чехова в контексте рубежа веков.
Сообщения по группам, читать Бунин «Темные аллеи»,
Горький М. «Челкаш», Куприн А.
(на выбор)
К. Чуковский. Чехов ( Из книги «Современники» в сокращении)\\УЛ,№3,2009, с. 1-3
Иллюстрации
Повторить биографию Чехова, отметить его художественное мастерство и языковые особенности текстов.
драма

99


Своеобразие русской прозы рубежа веков( Горький М., И. Бунин, А. Куприн)
Сообщения по группам

Иллюстрации
Знакомство с прозой рубежа веков на примере творчества Горького М., И. Бунина, А. Куприна.


100


«Серебряный век» русской поэзии (Символизм, акмеизм, футуризм)
Сообщения по группам

Иллюстрации
Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век», с его основными направлениями.
Символизм, акмеизм, футуризм

101


Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза А. Толстого, М. Булгакова)
Прочитать М.А.Шолохова «Они сражались за Родину»

Иллюстрации
Познакомить учащихся с биографиями писателей, на примере показать особенности их творчества.


102-03


Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (М.Шолохов «Они сражались за Родину»)
Сообщения по группам

Фрагменты фильма
Познакомить учащихся (обзорно) с биографией М.А.Шолохова; выявить смысл названия повести «Судьба человека», особенности композиции. Помочь учащимся понять, почему появление в печати небольшого рассказа стало событием. Показать, как в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.
Нравственность, гуманизм, долг, честь, судьба. Рассказ-эпопея.

104


Литературный процесс 50-90-х годов.
Список произведений для чтения летом.

Иллюстрации



105


Резервный урок








Приложенные файлы


Добавить комментарий