Образовательный материал


Развитие татарского просвещения в родном крае.


«Татар» - это слово тюркского этнонима, которое часто употребляется с древнего периода времени по сегодняшний день. Читая литературу, все больше убеждаешься в том, что татарский народ имеет глубокие корни в истории, культуре и религии. Сохраняя свои традиции, язык и веру каждый этноним сохраняет и продлевает свое будущее, свое существование как национальность.
К сожалению, мы весьма мало знакомы с целым рядом деятелей, которые решительно отстаивали право народа на самобытность, боролись за развитие духовной культуры, за достойное настоящее и будущее своих соплеменников. Это в особенности относится к концу XIX века, когда этническое самосознание народа достигло высокого уровня, татары практически сложились в нацию со всеми ее основополагающими атрибутами.
Ислам на территорию современной России пришел почти полторы тысячи лет назад, на несколько сот лет раньше появления христианства на Киевской Руси. Не удивительно, что суфизм, лежащий в основе исламской духовности, играл огромную роль в общественной и религиозной жизни мусульман того времени. Именно благодаря суфизму духовная культура народов Поволжья, Средней Азии, Кавказа приобрела особый колорит. В эпоху развития новых технологий, когда стало отчетливо ощущаться влияние немусульманской культуры и мысли, Шейх Мухамед-Закир Абдул-Вагап Камалов взял на себя непростую задачу воспитания народа в духе исламской нравственности и расширения его духовных горизонтов. [4]
Мухаммед-Закир ишан Камалов родился 1818 году в деревне Сасна Малмыжского уезда Казанской губернии. (ныне Балтасинского района Республики Татарстан) Мухаммед-Закир закончил знаменитое Маскаринское медресе (д. Маскара, ныне в Кукморском районе) и получил должность муллы. 17 сентября 1846 года Казанское губернское правление назначил его имам-хатыбом Чистопольской мечети. Закир ишан был очень энергичным человеком. Он обладал глубокими знаниями Исламской религии и был муршидом накшбандийского тариката. 1893 г. документы, рассказывающие о деятельности про него писали так: "Он был хорошо известен в мусульманском мире и не только в Казанской губернии, но и далеко за ее пределами... Такую широкую известность мулла Мухаммед-Закир приобрел своей обширной ученостью в мусульманских науках и безупречным, с точки зрения шариата, образом жизни. Он, будучи носителем магометанской учености и мудеррисом (учитель), являлся в глазах общества и ученым, и святым-ишаном" [4]
Не смотря на насыщенный образ жизни Закир ишан занимался торговлей, стал купцом II гильдии, заработал значительное состояние. 1847 году на собственные средства он построил медресе и стал преподавать в нем. В этом учебном заведении дети занимались и воспитывались на определенных нормах поведения. Здесь велись только религиозные дисциплины, изучались татарский, арабский и персидские языки. В медресе преподавали «Фараиз» («Деление») заключающий в себе, кроме первоначальных математических сведений, правила о разделе наследства по предписаниям шариата. Изучались также синтаксис арабского языка, четыре действия арифметики, сведения о браке, продаже и тд. [2. С.16]
Закир ишан Камалов будучи мусульманином совершил паломничество в Мекку и в Мадину. Он, был женат на Бибигасиме ас-Саснави. Ее отец Хасан построил в Чистополе мечеть. Но однако брак с Бибигасимой не был единственным. В 1869 году Закир хазрат сватается к 14-летней красавице Бибифатиме. Она одаривает его 14 детьми.[1]
Мухаммад-Закира Камалова паралельно вел и меценатскую деятельность. В 1874 году на средства имам-хатыба было построено двухэтажное кирпичное здание, дополнительный корпус медресе «Камалия».(ныне ул. Нариманова, 85)( В 1890-1893 гг. здесь учился Гаяз Исхаки)
В 1882 году на средства имама-хатиба была построена мечеть второго прихода. Согласно неофициальным данным, в конце 80-х гг. XIX в. в «Камалии» (в четырех корпусах) обучалось одновременно около 400 шакирдов из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители Р. Фахреддин (1859-1936), Ф.Карими (1870-1937), Г. Гафуров-Чыгтай (1867-1942), Х. Файзи-Чистапули (1871-1933), классик татарской литературы Г. Исхаки (1878-1954), деятель революционного движения, журналист и педагог Ф. Туктаров (1880-1938). [4]
Начиная с 70-х годов XIX века русское правительство вводит изменения в образование инородцев. Закир ишан Камалов был до последнего верен своей вере, деятельности и своему народу. Он до конца своих дней был против русифицированию со стороны правительства и категорически отказывался введению в медресе преподавания русского языка. Многочисленные доносы со стороны неприятелей заметно повлияли на его здоровье. 1893 году Мухаммед-Закир ишан Камал покидает близких навсегда.
Величайщий деятель Мухаммед-Закир ишан Камал оставил яркий свет в истории в формирования национальной интеллигенции и развития духовной культуры татарского народа.
Его труды навечно останется в памяти татарского народа.
Сибгатуллина М. Г.
учитель родного языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6»
Чистополь 2011
Республика Татарстан

Источники:
1. Амирханов Равиль «Закир ишан Камалов и татарское просвещение» http://tat-business.ru/finlyandskie_tatary13/finlyandskie_tatary16
2. Байбулатова Л.Ф. “Асар” Ризы Фахретдина. – Казань. Татар.кн.изд-во, 2006. – 174.
3. http://www.sufizm.ru/lib/douknow/chistavi
4. Гафиатуллина Л.Г «Благотворительная деятельность чистопольского купечества во второй половине XIX – начале XX вв.» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. КГУ










15

Приложенные файлы


Добавить комментарий