Презентация к внеклассному мероприятию на тему: Алтай-настоящий горный рай (8 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Классный час Класс:9Тема:»Алтай-настоящий горный рай»Выполнила:учитель физики МКОУ«Ракитовская СОШ»Сафронова О.А. Красная Горка (Кызыл-Таш) Гора Саптан  Скала Каменные ворота Гора Сугун-Туу (Луковка) Гора Тилан-Туу (змеиная гора) Гора Иикту Священная гора жителей Алтая, по преданиям, являющаяся местом жительства верховного божества. Гора Красная. Красная гора – это отдельно стоящий массив высотой 2471 м. По мнению некоторых ученых – гора является древним потухшим вулканом Гора Верблюд. Иконостас, скалаВ 7-ми км от села Турочак, рядом с деревней Удаловка, на правом берегу Бии, находится необычный памятник - скала Иконостас. Природной величественностью монументальностью и пирамидальной формой напоминает церковный иконостас. Гора ОчаровательнаяНа вершине горы Очаровательная расположен грот, напоминающий голову рыбы, зверя или птицы с раскрытой пастью (клювом) и даже с глазом. Это место носит название "Красные Ворота" и входит в число памятников природы Республики Алтай. Гора Семипещерная (Семь Братьев) Горы Большой и Малый Монастырь .Это скалы "сделанные" природой из мраморного белого известника, в них имеются многочисленные пещеры-гроты, башни, арки. Одних пещер насчитывается 18. Легенды гор Гора Чертов Палец (Чертов коготь) легкодоступное и популярное место у отдыхающих в районе озера Ая. Вершина расположена недалеко от озера Ая, справа от дороги, ведущей от подвесного моста через Катунь в село Нижняя Каянча. Название гора получила благодаря своеобразному выступу. С вершины открывается великолепный вид на долину реки Катунь. Здесь можно вдоволь насладиться горной тишиной, послушать пение птиц. Романтикам можно предложить встретить здесь закат или рассвет. А в июле в окрестностях вершины Чертов Палец можно полакомиться спелой дикой клубникой.Скала "Чёртов палец" торчит над Катунью метров на 250 в небо. Давным-давно в горах Алтайских жил молодой воин Куюм. Он был сильным и храбрым, здоровым, как барсук, хитрым, как лиса. Ловко держал в руках лук и стрелы, не знал любви большей, чем к горам высоким, рекам быстрым, лесам непроходимым. Был у Куюма конь – верный друг в бою, сильный, как скала, быстрый, как Катунь, прекрасный, как ночь лесная.Однажды появился на Алтае ворог, звали его Черто. Был он злой и ненасытный, хотел завладеть бесчисленными ископаемыми недр, богатствами лесов. Долго мучил Черто народ здешний, нагонял страху. Собралось войско огромное против Черто. Десять дней и ночей шел бой великий, но не могли воины одолеть своего противника. Тогда отправились они к старцу Алтаю за советом, как победить Черто. И ответил им старец:– Пошлите воина храбрейшего к Черто. – Когда вокруг вдруг станет тихо и темно. – Когда луна затмится в небе звездном. – Когда спать крепко будет ворог грозный.– Обязан будет воин копытами коня.– Втоптать чудовище, чтоб навсегда его засыпала земля.Выслушали воины старца и попросили Куюма, чтобы он убил Черто и избавил народ от злого захватчика. Долго сражался Куюм, и на рассвете увидели люди, что остался от Черто один лишь палец над землей. Со временем превратился палец в скалу, стоящую над Катунью в предгорьях Алтая и по сей день. А называется эта скала «Чертов палец». Гора Сугун-Туу (Луковка) расположена в Чемальском районе Республики Алтай , левобережье реки Катунь, в трех километрах от села Аскат. Гора является частью Семинского хребта. Высота вершины 628 метров. Луковка имеет округлую плешивую вершину, южный склон которой крутой, частично осыпанный, а северный – лесной и довольно покатый. Одна из легенд о богатыре Сартыкпае так рассказывает.Взглянул богатырь Сартыкпай вниз по реке Катунь и увидел, что путь бурливой реки Катунь преграждается утесом около устья реки Чемал. Снял тут Сартыкпай с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу вниз по реке, сказав: «Пусть будет прямая дорога». Стрела ударилась в Чемальский утес, пробила его и расколола на два куска. Один кусок упал пониже реки Чемал. На нем вырос красивый сосновый бор Бешнек, другая половина – Сегенду-Туу, до сих пор стоит над Катунью. О горе Белый Камень Недалеко от села Усть-Кан расположена гора Белый камень. Белого в ней ничего нет, а белизна эта напрямую связана с сединой, то есть с возрастом горы,который бабушки исчисляется примерно в двадцать тысяч лет! Видимо, это и стало основанием для легенды. Поселился в этом месте, где стоит гора Белый камень, злой дух Алмыс. Все живое, что попадалось на его пути, он хватал и уносил к горе. Гора открывалась, Алмыс прятал туда очередную жертву. Там он забирал у несчастных жизнь, тем самым сохраняя себе вечную молодость. Он оборачивался то красивым юношей, то молодой девушкой, заманивал молодых людей, уводил к горе, больше их уже никто не видел. Не брезговал Алмыс и скотом, крал лошадей, коров, овец, коз. Люди давно поняли, что их преследует злой дух, но выследить и поймать его было невозможно. Отчаяние и страх поселились в этих местах. Это продолжалось, пока в семье самого бедного пастуха не подрос последыш – сын Кан. Ему исполнилось уже шесть лет, а родители из страха за его жизнь никогда не выпускали его из юрты. Кан рос и никогда не видел солнце, горы, траву, деревья и цветы. Зверей видел только убитыми, когда братья и отец приносили их с охоты. Кан думал, что на земле живут только отец, мать, братья и он. Он не знал страха, никто не говорил ему и про злого духа Алмыса. Кан резво носился с игрушечным дротиком по юрте и вдруг увидел солнечный свет. Это мать забыла запереть юрту. Мальчик выбежал на улицу и его охватила радость от увиденного вокруг. Золотые солнечные лучи в реке и озере, дивным ковром рассыпались цветы, бабочки и птицы в траве, на деревьях. Кан побежал, стараясь увидеть все новые и еще более прекрасные чудеса, и тут его внимание привлекла большая гора. Кан подумал, что это большая юрта и вошел внутрь. Мальчик не боялся, смело шел вперед и в глубине пещеры увидел чудовище. Но так как принял его за очередное великолепное чудо, на какие успел насмотреться, пока бегал по долине, то широко, дружелюбно и радостно улыбнулся злому Алмысу… И в то же мгновение смелая, радостная улыбка ребенка убила чудовище. Зло и страх погибают от смелости. А возраста у смелости не бывает. Радость вернулась в стойбище людей. Она всегда рядышком со смелостью ходит. С того момента страшную гору стали называть Белой, потому что свет победил тьму. Название пещеры пошло от известняков бело — серого цвета, которые выделяются на фоне зелёно — каменных пород. А знаменитая она стала после открытия в ней пещерной стоянки древнего человека — современника мамонта, пещерной гиены и других давно вымерших животных. В пещере, в рыхлом слое  было найдено 520 предметов, каменные орудия труда, пластины, резцы, скребки, наконечники -(когда то были обработанные), охотничьи трофеи, останки 12 видов птиц и 17 видов животных, ископаемые кости: пещерной гиены, архара, лошади, кулана, байкальского яка, бурого медведя, волка, лисицы, барсука и винторогой антилопы и многое другое. Винторогая антилопа исчезла раньше, чем вымерли мамонты. Климат в пещере был относительно тёплый, поэтому и сохранились уникальные предметы.      Началом археологических исследовании пещеры считается 1954 год. Открыл и исследовал палеолитическую стоянку С.И.Руденко и по сей день ещё ведутся археологические исследования. Усть — Канская пещера не случайно на протяжении многих веков использовалась как место для стоянки. На территории Северной Азий есть подобная палеолитическая стоянка древних людей которая как и у нас в Республики получила мировую известность.    Усть -Канская гора, а так же рядом территория является памятником природы, именующим государственное значение, а пещера охраняемым истрико — культурным объектом.    По легенде в которой пещера долгое время являлась местом жительства полу-людей полу-зверей — алмысов, сейчас гору алтайцы называют «Алмысту Боом», что означает гора алмазов. Усть — Канская пещера «Алмысту Боом»- гора алмазов. Богатством разных полезных ископаемых славен Алтайский район, в том числе и золотом. А где золото, там и всевозможные делишки творятся. Еще во времена Чингиз-Хана за селом Нижнекаянча, что в Алтайском районе, было много золотых копий (рудников, приисков - кто как назовет). На этих копях в тяжелейших условиях работало много рабов, которые пополняли ненасытную казну Чингиз-Хана золотом. Рабы терпели-терпели и подняли мятеж. Испугался Чингиз-Хан, что восстание рабов будет трудно подавить, да и приказал залить копи водой. Все погибли. В настоящее время на месте бывших копий болота, да небольшое озеро - Клюквенным прозывается. Недалеко гора «Золотая», как памятник тех давних лет стоит. А в селе Нижнекаянча нет-нет, да и провалится в шурф старых копий кто-нибудь. Не все, наверное, шахты были затоплены. Может быть, жители этого села – потомки тех, кто уцелел в те страшные дни. Но об этом уже другая история. Гора Золотая Над «Золотой треногой» трех вершин - Вершина Боже, Алтын-Туу и Корумбу (самая высокая из трех вершин - 2358 м) - расположен престол доброго духа Ульгеня, творца Вселенной и верховного божества в шаманизме которому подвластно все голубое небо Алтая. «Он является творцом Солнца, Луны, звезд и радуги, управляет ими, а также громом и молнией… Ульгень… добр и милостив, он не способен сделать людям зло, поэтому жертву ему приносят редко. Обязательна жертва ему при женитьбе в виде коня светлой масти». В далекие времена в долине реки Чулышман некогда жил охотник Чокул. Однажды пошел он в тайгу на охоту. Много дней ходил он по распадкам, выслеживал добычу на горных склонах, но удача от него отвернулась. По возвращении домой нашел он золотой самородок величиной с конскую голову. Обрадовался охотник такой удаче. Привез золото в юрту и стал похваляться, что теперь он будет самым богатым человеком по всей округе. Приходили соседи, но никто находке Чокула не позавидовал. Жили люди просто, однако, даже имея немного, чувствовали себя счастливыми, так как были вольными охотниками, никому не подчинялись. Все были равны друг перед другом. А Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь ему никакая беда не страшна, в черный день его золотой самородок выручит. Но вот настали неурожайные годы, опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень. Люди бродили в поисках пищи, но мало что находили. Многие умирали от голода. Но охотник не отчаивался. Надеялся он, что золотой самородок выручит его в лихую годину. Поехал он по аилам, чтобы сменять золото на еду для своей семьи. Долго ездил, много аилов обошел, да только напрасно все. Нигде не нашел он людей, которые согласились бы еду на золото обменять. Отчаяние нахлынуло на Чокула. Был он тогда у подножия высокой горы. Раздосадованный поднялся он на вершину этой горы и бросил бесполезное золото в пучину озера. С тех пор озеро и гора стали называться Золотыми.  Золотое озеро Плывя по Катуни в Алтайском районе на левобережье реки интересную гору увидеть можно, похожую на дракона лежащего. Места там раньше дикие были, медведей, да и другой живности, много было. И из уст в уста молва такая передается. Давным-давно в этих местах дракон появился и в расщелинах этих гор жил. Сплавщиков леса поджидал, плоты их переворачивал, да людей поедал. Раньше-то по Катуни много леса сплавляли. Но помелела с тех пор Катунь, да и леса меньше стало. Нечем питаться дракону стало, так и умер от голода, лежа в расщелине. Но людишек сплавных до сих пор поджидает: засмотрятся на гору интересную, да забудут про камни, да пороги – тут переворот и случится. А гора эта «Зеленым драконом» и прозывается. Зеленый дракон Ухо леса Остров Сердце Давно это было. В одной из долин реки Катунь поселился трудолюбивый народ, мирный, незлобный. Земледелием да рыболовством занимались, не забывали и о дарах природы, занимались собирательством. Счастливые жили. Но случилась беда. В сторону долины двинулся большой ледник, началось похолодание. Земля не стала давать больше урожая. Назревал холод и голод. Люди надумали уйти из этой долины, стали они в путь собираться. Наутро договорились в путь тронуться. Однако ночью вдруг все загрохотало, затряслось, люди забились в страхе в своих аилах. К утру все стихло. Выйдя из своих аилов, люди были поражены. На пути ледника стояли горы. На вершине самой высокой горы лежали снег и лед. И так красиво сияла ее белая вершина, что люди назвали ее Белухой. А в долине снова наступило тепло. Люди остались там жить, преклоняясь перед своей спасительницей, называя Белуху госпожой. О горе Белуха В очень давние времена среди племен Горного Алтая пронесся слух, что в алтайских лесах появилось странное чудовище из снега и льда – снежный человек, которого почему-то называли Белое Ухо, вероятно, из-за того, что одно ухо у него было белее снега. Предводитель одного из племен имел несметные богатства. Услышал он о снежном человеке и, чтобы прославиться среди остальных предводителей и удивить их, решил завладеть чудовищем. Он объявил, что тот, кто поймает снежного человека, получит щедрую награду - половину его богатств. Десятки богатырей бросились на поиски этого загадочного существа. Много дней и ночей они искали его по горам и лесам, пока, наконец, не нашли. Долго ловили охотники Белое Ухо, который яростно оборонялся и не желал сдаваться врагам, потому что привык жить на свободе. Тогда, видя, что не взять им снежного человека живым, богатыри убили его, надеясь, что и за мертвого они получат награду. Упал снежный человек на землю, подставив солнечным лучам ослепительно белое ухо. Подошли богатыри, чтобы унести его, но, как ни могучи они были, а поднять чудовище не смогли, пришлось возвращаться им с пустыми руками. В том месте, где упал Белое Ухо, выросла высокая гора. Ее вершина всегда покрыта снегом и торчит, словно ухо. Люди, глядя на эту гору, назвали ее Белухой, в память о гордом снежном человеке. Легенда о горе Белуха В стародавние времена на Алтае жил богатырь Бабырган. Всех богатырей Алтая сильнее был. Но характер у него задиристый был, кого ни встретит - обязательно в драку лезет. Стали его люди избегать: никто с ним связываться нехотел. Тогда Бабырган начал без позволения своего отца богатыря Алтая в другие края ездить, со степными богатырями сражаться. Добро бы он, как другие, только силой мерился. Так нет, если победит кого-то: и добро у него отберет и красивых девушек в плен возьмет. Обиженные стали отцу его Алтаю жаловаться. Стали просить, чтобы сына он унял, не позволял ему своевольничать. Задумался Алтай: как сына угомонить, что сделать, чтобы он успокоился. Решил он его женить, рассудив, что Бабырган остепенится, когда своим умом заживет.Приказал Алтай сыну ехать в чужие земли и подыскать себе невесту. Бабырган очень обрадовался такому решению отца. Собрался он в путь. Надел боевые доспехи на себя и на коня, взял лук, стрелы, кривую саблю и копье. Но вместо поиска невесты опять за старые проделки принялся, стал воевать со всеми, кого встретит на пути. Поняли тогда другие богатыри, что поодиночке им Бабыргана не одолеть. И собрались они вместе против него воевать. Смело бросились на своего обидчика. Пять дней и ночей длилась битва. Стал уставать Бабырган. Он один, а на место убитых им – вставали все новые богатыри. Глубокой ночью Бабырган оставил битву и скрылся. Не стали воины его догонять. Вышел Бабырган к Катуни. Коня его убили. Уперся Бабырган копьем в гору Пикет, перепрыгнул через Катунь и решил без остановки вглубь гор идти. К отцу решил не заходить. Хотел Бабырган невесту в тех местах среди соплеменников найти, чтобы не одному к отцу в дом возвращаться. Но не по него вышло. Отец Алтай понял, что сын его наказ не выполнил и решил его наказать. Весь путь Алтай видел, где и как безобразничал сын и сколько погубил безвинных людей. Как богатырь Бабырган горой стал Приказал тогда Алтай сыну остановиться и не двигаться. Он хотел сам поразить сына стрелой. Но увидела это сестра Бабыргана и дочь Алтая, и стала между отцом и братом. Так и застыла горой Синюхой (Кёк-Туу). Опустил тогда лук Алтай и гневно крикнул сыну: «Ты ослушался отца, затеял войну с мирным народом, за все это вечно будешь стоять на границе земли алтайской скалистой вершиной. Вот тебе мои проклятья…». Никогда прежде не плакал Бабырган. Но, услышав такие слова отца, опустил голову, горько зарыдал и превратился в гору.Так и стоит гора Бабырган до сего дня, отделяя границы Горного Алтая от Степного Алтая. Иногда Бабырган вспоминает отца. Тогда из его груди в небо вырывается вздох раскаяния. Вздох обращается облаком. Облака сливаются в темные тучи. И тогда льет дождь. Так плачет Бабырган. А когда рассердится Бабырган, то на верхушке среди скал сверкают молнии, словно стрелы, разлетаясь по всей округе и наводя страх на людей. гора Бабырган У хана Алтая было много детей. Однако самым любимым был у него один-единственный сын Бабыр, ведь все остальные были дочери. Бабыр часто сорился со своими сестрами. В очередной раз поссорившись, Бабыр огненной стрелой улетел от сестер далеко в степи. Хан Алтай, узнав, что его любимый сын исчез, с горя превратился в горы. Бабыр, скучая по отцу и любимой сестре Синюхе, превратился в гору. И теперь стоит он вдали от своего отца и сестер в степи. Иногда он посылает своей сестре Синюхе письма, которые идут в виде дождя или мокрого снега. Прочитав послание, Синюха отвечает брату тем же. Так иногда и переписываются. Дети Алтая Легенда о горе Синюха и БабырганеБыл на Алтае большой голод. Бог бросил с неба голодным головку сыра. Бабырган и Синюха подхватили этот сыр первыми, раз они выше всех были, и стали делить между собой. Каждый хотел урвать себе больше. Началась меж ними большая ссора. Бабырган рвал с корнями деревья и бросал в Синюху. В конце концов, этими деревьями завалил ее всю. До ссоры Синюха была покрыта одной травой, а после на ней вырос лес.А Синюха в ответ бросала в Бабыргана камни, они до сих пор покрывают его вершину. Пока Бабырган и Синюха ссорились и бросали друг в друга камни и деревья - сыр пропал, а разозленные Бабырган и Синюха посылают теперь друг другу то снег, то дождь, никак успокоиться не могут. Гора Синюха (1210 м) является высшей точкой Колыванского хребта и находится на юге Алтайского края в Курьинском районе. Гора интересна сразу в нескольких отношениях. Во-первых, это священное место для православных христиан, храм под открытым небом. Во-вторых, она имеет неповторимый рельеф и уникальный растительный мир. В третьих, она находится вблизи знаменитого Колыванского камнерезного завода в селе Колывань, и на ее склонах побывали многие рудознатцы, путешественники и ученые 18-го века. Гора Синюха Легенда о горе БабырганВ древние времена на Алтае было много жестоких ханов: Чикетаман, Теректа, Телец, Бабыр, Артыбаш, Улаган, Ханша, Белуха и другие. Все они враждовали между собой из-за владений пастбищами, тучными стадами скота. Часто между ними разыгрывались кровавые битвы, после которых ханы на время заключали мир, но потом сами его и нарушали. Как-то вновь разыгралось многодневное сражение. Все воины погибли, вода в реке покраснела от крови. Горькими слезами оплакивали кровавую тризну жены, матери, дети погибших. После боя ханы съехались на гору Каракольскую, чтобы снова заключить мир. Хан Телец взял с собой своего сына, молодого красивого богатыря Бия. Хан Бабыр явился с дочерью-красавицей Катунью, белолицей, как облако, с голубыми глазами, как небо.Долго спорили между собой старые ханы. Пока старики спорили, молодые Бий и Катунь ходили по горным тропинкам, любовались красотой гор и рек и полюбили друг друга. Они поклялись быть вместе. Но их отцы-ханы не захотели, чтобы молодые поженились. Темной ночью Бий и Катунь убежали из дому. Утром, узнав о случившемся, разгневанные ханы пустились вдогонку за непокорными беглецами. Стали они пускать в них отравленные стрелы. Влюбленные бежали, что есть силы. Скоро стрелы не стали их догонять. Хан Телец выбился из сил, упал и горько зарыдал в своем бессилии. Но Бабыр гнался, что есть духу за непокорной дочерью. Бросив бесполезный лук и колчан со стрелами на землю, он стал хватать огромные каменные глыбы и бросать их с силой вслед бегущим. Красавица Катунь бежала навстречу Бию, огибая каменные завалы своего отца. Вот они уже недалеко друг от друга, вот-вот бросятся друг другу в объятия.В гневе хан Телец закричал громовым голосом: «Пусть злые духи превратят вас в воду!». Хан Бабыр, услышав голос Тельца, тоже закричал: «Я проклинаю!». В это время Бий и Катунь бросились в объятья друг друга и соединились навеки. Так с тех пор текут реки Бия и Катунь, образовав широкую полноводную реку Обь.Но ханы тоже не были помилованы злыми духами. Тельца бросили в глубокую долину-расщелину, на этом месте образовалось Телецкое озеро. Вода из него потекла по следу Бия. Бабыр от злости окаменел. В том месте, где он бросил лук, образовалась прекрасная долина. А каменные глыбы, которые бросал Бабыр, превратились в высокие сопки, что сейчас стоят у сел Платово, Половинка, на полях совхоза «Урожайный».При ярком солнышке старый Бабыр-хан становится светлым, ласково смотрит на голубые воды Катуни. В непогоду хмурится, темнеет его лик, как будто он сердится, что густой снег, косой дождь и тень небесных облаков скрывают от него красавицу-дочь. Видно, жаль старому Бабыр-хану, что не может он ее по-отцовски обнять, приласкать. Вспомнит, как не хотел признать любовь дочери Катуни к богатырю Бию и, окутанный синими тучами, зальется горькими слезами, которые стекают мутным потокам с его склонов, образуя реку Каменку, сливающуюся вдали с водами Катуни.О Легенда о камне «Ильбегень-Таш».Рубрика: Легенды Алтая Фото: Девятьяровой А.Говорят, в незапамятные времена поселился в горах Алтая злой дух, которого звали Ильбегень. Начал он есть скотину, да и людьми не брезговал. Наступили суровые времена. Люди боялись покидать свои дома, разговаривали почти шепотом, а о смехе не было и речи! Охотиться и рыбачить тоже никто не ходил, и в результате среди племен начался голод. К кому обратиться за помощью? Кого просить о спасении?В отчаянии обратились люди к солнцу: «Защити, всемогущее Солнце, от злого Ильбегеня!». И услышало Солнце человеческие мольбы! Вот только чтобы помочь им, нужно было найти Ильбегеня на земле. Приблизилось Солнце поближе – и без того опустевшие поля стали выгорать, начались пожары. Чтобы не уничтожить людей окончательно, пришлось Солнцу вернуться на свое место.Тогда люди решили попросить о помощи Луну. Ночное светило тоже не отказало в помощи, вот только все не слава богу! С приближением Луны Земля начала замерзать, горные реки и озера превращались в лед. Вернулась Луна обратно на небо.Не помогают небесные светила? Тогда помощи решили попросить у могучего богатыря Сартакпая. Богатырь тоже согласился – и начал выслеживать Ильбегеня.Совсем скоро удобный случай для встречи Сартакпая и Ильбегеня представился. В очередной раз жестокий дух напал на стойбище и съел несколько человек. Насытившись, Ильбегень прилег отдохнуть на вершине высокой горы. А чтобы не упасть во сне – обхватил ее своими когтистыми лапами. Совсем тихо подкрался к злому духу богатырь, схватил Ильбегеня за шиворот и рванул, что было сил.Злодей даже опомниться не успел, а уж тем более – разжать свои когтистые лапы! Так провели лапы глубокие борозды по склону.Попытался Сартакпай поднять Ильбегеня, но оказался последний уж слишком тяжелым. Одна попытка за другой – не получается ничего! Совсем было отчаялся богатырь, но тут заметил он на поясе злого духа огромный кремень, который Ильбегень использовал при закуривании трубки. Кремень Сартакпай оторвал и бросил вниз, а Ильбегеня кинул с такой силой и яростью, что улетел злой дух и никто его больше никогда не видел.Вот только кремень его до сих пор лежит на том же месте, напоминая об этой истории. Огромный камень так и называется «Ильбегень-Таш» – «камень злого духа». В районе Телецкого озера есть бурная речка Истэбе, левее её впадения – одноименная гора, на склоне которой видно 5 больших борозд. Эти, без крупной растительности борозды, образовались вследствие ежегодно скатывающихся лавин. Но впечатление такое, что кто-то огромной когтистой лапой пробороздил склон горы.Легенда говорит, что очень давно появился на Алтае злой дух: люди боялись выйти из юрт, громко говорить, начались болезни и голод. Дошедшие до отчаяния люди обратились за помощью к солнцу. Но когда оно приблизилось к земле, всё стало выгорать от его жгучих лучей, и солнце ушло обратно. Люди обратились к луне, но с её приближением стало всё мерзнуть, и луна ушла обратно. Тогда люди обратили свои мольбы к богатырю Сартакпаю. Выслушав их, Сартакпай стал ждать удобного случая. Однажды, после нападения на селение, Ильбегень сытно поел и заснул на вершине горы, обхватив её своими когтистыми лапами. Сартыпкай подкрался, схватил Ильбегеня своей могучей рукой за шиворот и рванул так, что не успевшие разжаться когти пробороздили по склону, оставив глубокие следы. Стал подымать Сартыпкай Ильбегеня, но тот оказался очень тяжелым. Обшарив его рукой, богатырь обнаружил на поясе громадный кремень, из которого Ильбегень высекал огонь, закуривая трубку. Оторвал Сартыкпай кремень, бросил его на землю, а самого Ильбагеня швырнул с такой силой, что от него не осталось и следа. Не стало злого духа, только кремень, что упал на землю рядом с Каменным заливом, напоминает о нём по сей день. Это огромный камень Ильбегень-Таш – камень злого духа. Истэбе – «не зевай»

Приложенные файлы


Добавить комментарий