Презентация по литературе Борьба двух хронотопов в повести В.Г.Распутина Прощание с Матерой


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Валентин Григорьевич Распутин Тема: «Борьба двух хронотопов в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой». Цель исследования. Идя по сюжету вслед за автором повести «Прощание с Матерой», попробуем увидеть, как «распалась цепь времен», как грядущее затопление деревни выдержали разные герои и сама земля Задачи исследования.1. Осмыслить художественный мир писателя В.Г.Распутина. 2. Увидеть логику и сцепление эпизодов повести (через чтение и анализ). 3. Выяснить, как происходит борьба двух хронотопов в повести (хронотопа А и хронотопа Б). Женский характерКатастрофа, бедаТри силыЧеловек, попавший в бедуПростор:-Ангара-ОстровПространство( символы Родины-земли) Взывает о помощи к Богу, к солнцу, к высшей силеГармония человека с природойСимволические существа:-Хозяин Матеры-Лучики солнца-Вещие юродивые {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ключевые понятия (опорные слова)Каким образом проявляются?Блок 1. Женский характерСтарухи- последние праведницы на земле (Дарья Пинигина, Настасья Карпова , Катерина Зотова и др.)Блок 2. Катастрофа, испытанияОстров Матера будет затоплен из-за ГЭС на Ангаре, людей выселяют с обжитой веками земли, палят дома, выжигают кладбище…Блок 3. Три действующие силы.3.1. Человек, люди в беде.Переживают гибель острова как удар судьбы, непонятный грех и несправедливость. Особенно невыносимо тяжелы утраты для стариков. Молодые уже выехали с острова, переселившись на другой высокий берег. Некоторые из них даже выгоду увидели в переселении (Петруха, Клавка, Соня). {3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}3.2. Простор, родная земля.О.Матера и деревня с «громким « именем Матера, Ангара ( «твердь и течь»). «От края до края…хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости…»3.3. Символы повести.Хозяин, Царь-листвень, Богодул (он, «христовенький», ближе всех к Богу). Дом. Огонь, «впитанное и сбереженное впрок солнце, которое насильно вынимается из плоти». Туман.Блок 4. Вечное противостояние Добра со Злом.Зло. «Вот стоит земля, которая казалась вечной, но, выходит, что, казалась - не будет земли…Чем, каким утешением унять душу?» Добро. «Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания» (глава 13) ЖилаСвое место(яр)!ИзвечноНет конца бегущей водеНет веку деревнеСтарые НовыеДеревне не живать {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ХРОНОТОП А ХРОНОТОП Б1. Мир стариков и старух един: они все близки полюсу Истины, Добра, Правды. К ним примыкают те, кто «из городов, из дальних краев … наезжали» на «горький праздник» в последнее лето в Матеру: «везли с собой ребятишек, чтобы показать землю, из которой они вышли», «поднявшись и став здесь человеком».1. «Молодые» неодинаковы: одни близки корням своим, очень переживают за Матеру (Павел, мужики и бабы в сцене «Сенокос»), а подобные сыну Павла Андрею «от земли отошли и … никогда к ней не вернутся».2. Испытывают на исходе судьбы неожиданный ее удар: как можно Матеру вместе с полями, лугами, лесами и — кладбищем — затопить? Живут по заветам родителей, для них Матера – лучшая в мире родина. С великой скорбью и болью покидают Матеру: Настасья топит печь на прощание и уже в лодке « как надломившись, упала на узлы и завыла». Дед Егор «трижды…поясно поклонился Матере2. Петруха сам поджигает свою избу (так быстрее за нее получит деньги), Андрей хочет работать именно там, «где Ангару запружают» - для него это «самый интерес». Автор с болью видит, как разрушается крестьянский мир изнутри, как появляются в нем люди - «обсевки», «перекати-поле», они не чувствуют связь с домом, живут без памяти, «походя». (Дарья мучается, что перед отъездом внук «не прошелся по Матере, не погоревал тайком»). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3. Это настоящее горе объединяет их, они долго, до конца борются и не оставляют остров. Для них другой мир (в совхозе, в квартирах с удобствами) – конец жизни, «чужой рай».3. Многие «молодые» равнодушно переезжают в другой мир (жена Павла Соня, Петруха и Клавка «переменам были рады»), но в нем не будет единой общей судьбы: каждый хочет удобства для себя. 4. Много думают о совести, о Добре и Зле, о долге человека на земле, о смысле жизни.4. Не знают «ни тревог, ни печалей». «Вам что Матера, что холера… Тут не приросли и нигде не прирастете, ниче вам не жалко будет», - говорит Дарья Клавке Стригуновой и внуку Андрею. Синквейн Матера.Обжитая, разумная.Тревожится, горюет, страдает.Нет веку деревне?Целый мир нескольких поколений.Прощание.Горькое, неизбежное.Калечит, ломает, опустошает.Прощание – это боль утраты.Гибель Дома.МатераПрощание

Приложенные файлы


Добавить комментарий