Презентация по литературе на тему Твёрдый разум и нежнейшие чувства (по повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»О.Кипренский Бедная Лиза. ( 2 часа )«Твердый разум» и «нежнейшие чувства»
Цель урока:Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма Задачи:образовательные:закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;дать понятие сентиментализма как литературного направления;представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека;развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;расширять словарный запас;способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
style.rotation И нежная улыбка пробежалаКрасавицы на пламенных устах,И вот она с томлением в глазахК любезному в объятия упала..."Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»
Теоретический аспектРод литературыЖанрКомпозиция *Кольцевая, «рассказ в рассказе»- В каких произведениях встречали наличие рассказчика? Для чего он необходим?


Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental- чувствительный, фр. sentiment - чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентиментализм в России Основная тематика – любовная.Основная идея – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях; протест против испорченности аристократического общества.Изображается мирная, идиллическая жизнь человека на фоне природы. Резко противопоставляется деревня (тихая и мирная жизнь) городу (шумная и бурная жизнь). Герои и характеры – отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям.Авторская позиция - он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления.Роль пейзажа – это средство психологической характеристики героев.Основные жанры - повесть, дневник, письма, песня, романс, элегия, послание, идиллия Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разумаОсновная идеяСтремление представить человеческую личность в движениях душиГражданская , общественнаяОсновная тематикаЛюбовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейностьГерои ихарактерыОтказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людямВспомогательная, условнаяРоль пейзажаСредство психологической характеристики героевТрагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатираОсновные жанрыПовесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллияСравнительная таблица




10Н.М.Карамзин как основоположник русского сентиментализма Н.М.КарамзинВоенная службаСмерть отцаОтставкаСимбирскУвлечение масонствомЗанятие литературойИзучение историиСимбирская губернияРодовитая, но небогатая дворянская семьяСветское образованиеЗнание иностранных языковПутешествие по Европе






Место рождения - Дата рождения Владел языками1789 год Самое первое произведение ПроизведенияПервая сентиментальная повестьГод создания повести 1766 год В имении отца около города СимбирскаГде получил образование - как и все дворянские дети получил домашнее образование , затем в 14 лет учился в Московском пансионе ,а после закончил Московский университет итальянский, французский, английский и немецкий путешествует по Европе«Письма русского путешественника»«Юлия», «Остров Борнгольм», «История Государства Российского», повести «Фрол Силин», «Наталья,боярская дочь», Стихотворение: «Осень», «Кладбище»«Бедная Лиза»1792 г. Поэтапный анализ жизни и творчества Карамзина




В 1803 г. Н.М.Карамзин получил звание историографа и начал работу над «Историей государства Российского». Этот труд стал делом всей его жизни. Он первым создал систематическую многотомную историю России. 8 томов вышли в 1818 г. Последний, 12 том, был посвящен Смутному времени и опубликован в 1829 г. «История государства Российского» Почетный член Императорской Академии наук (1818)Действительный член Императорской Российской академии (1818)Создатель первой «Истории государства Российского»Редактор известных русских журналов. Заслуги Н.М.Карамзина Памятник Н.М.Карамзину в Симбирске История создания повести «Бедная Лиза»Повесть написана в 1792 году .В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой.«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.


СЮЖЕТЛюбовь Лизы и Эраста.Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.Какой герой является главным? Почему?Докажите, что это произведение сентиментализма. Проблематика повестиПроблема любвиПроблема рока и обстоятельствПроблема природы и человека Симонов монастырь Данилов монастырь Село Коломенское Воробьёвы горыИмена собственные и географические названия в повести. «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь
Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»).«….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»
style.rotation

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».Москва-река
«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».Данилов монастырь
«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».Воробьёвы горы
«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».Село Коломенское
Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести
«Золушка»«Повесть о Петре и Февронии Муромских»«Барышня-крестьянка»Шарль ПерроА.С.ПушкинЕрмолай-ЕразмТема любви и социального неравенства
ppt_y
ppt_y
ppt_y


беднаяСоциальное положение небогатая, живущая в бедностиОтношение автора несчастная, горемычная, её жалкоСоциальный статус героини
ppt_y
ppt_y

ЛизаЭрастИмя Елизавета означает «почитающая Бога»Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.Имя Эраст означает «возлюбленный»Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.Сопоставление героев
Художник Кипренский «Бедная Лиза»В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».Мотив белизны, чистоты и свежести
style.rotation
style.rotation Герои повестиЭрастЛизаавтормать Лизыбогатая вдоваподружка Анюта
style.rotation





Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои?ЛИЗАтрудолюбиваякормилицаБожеская милостьотрада старостимилаялюбезнаянежная
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Каков Эраст? Как его характеризует автор?ЭрастЭгоизм, легкомыслиеЖизнь из удовольствийДоброе сердцеБогатый дворянинДоброе лицо Слабый и ветреныйИщет счастье в забавах
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Первая встреча…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

style.rotation Латинское название «ЛАНДЫШ» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». В христианской мифологии ландыш – это СЛЁЗЫ БОГОРОДИЦЫ, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность . «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».Сцена расставания героев
Развязка действий Эраст сообщает об уходе в армию. Пять дней сряду она не видала его и была в беспокойстве: в шестой он пришёл с печальным лицом и сказал ей: Кульминация«…Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвился жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра….» ….он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «проводи эту девушку со двора».«Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» - вот ее мысли, ее чувства!...»

Автор наблюдает за сменой Лизиных чувствСмущениеГрустьБезумная радостьПечальное раздумьеВосторгСтрахВеличайшее беспокойствоОтчаяниеПотрясениеСАМОУБИЙСТВО




Причины самоубийства ЛизыПотеря смысла жизниИзмена ЭрастаЛегкомыслие ЭрастаЛюбовь к ЭрастуОбманутое доверие





Любовь – нравственная проверка героев{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Лиза Эраст Любовь – нравственная проверка героев{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Лиза ЭрастСила характера, способность к глубокому чувству,Нежность, самоотверженность, НОБЕЗРАССУДНОСТЬДвойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства.Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу. Выводы:Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни.Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям.По его мнению, необходим рассудок. Тема разума, рассудкаЭРАСТНи о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой.ЛИЗАЗадумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать.РАССКАЗЧИКПостоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»



Тема разума, рассудка.Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста?Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание.«Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?»Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.


Проблема рока и обстоятельствОбстоятельства –Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.РОК - ?НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор. Итог бездумностиЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ.ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен».АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме. Проблема человек и природаВысшие силы представлены в образе природы:ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. Образ природыЛандыши потом она бросит в речку.Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее).Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы. Образ природы4.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями».5. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает.6. Лизу сопровождает свет, солнце.7. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно. Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести
ВыводыМиг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. Существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.3. Человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно.Какие выводы сделали для себя? Сентиментализм Н. М. Карамзина в повести «Бедная Лиза»Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.- Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги Домашнее задание 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа.2.Карточки:*Сентиментализм.*Выдержала ли Лиза проверку любовью? ИсточникиГалузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002.rusedu.ru›detail_2259.htmlpower-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya…рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/ps.1september.ru

Приложенные файлы


Добавить комментарий