Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе В.Я.Коровиной (102ч)

I.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, - Рабочих программ по литературе для общеобразовательных школ предметной линии учебников под ред. В.Я.Коровиной ( Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебникров подред. В.Я.коровиной. 5- 9 классы. М. Просвещение. 2011г.)
- Учебного плана филиала МБОУ СОШ с.Степановка «»ОШ с. Турумбет» ( приказ № от 30.08.2015)
-УМК: литература: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./ В.Я.коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.М.: Просвещение, 2013.
Данная программа будет реализована в соответствии с Учебным планом филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» на 2015 -2016 учебный год из расчета 3 часа в неделю, 34 недели ,102 часа в год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

III. Содержание учебного предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы.
Повторение. Теория литературы. Роды и жанры литературы.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Стихотворение «Бесы»": жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов". Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Предсказание». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Русская литература второй половины ХIХ века
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
А.Н.Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Бытовые противоречия в пьесе.
Теория литературы. Развитие представлений о драме.
Л.Н.Толстой.
«Юность» (отрывки).
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору
·учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
III. Учебно-тематическое планирование


Раздел
Количество часов
Развитие
речи

1
Введение
1


2
Из древнерусской литературы
4
1

3
Из русской литературы XVIII века
10


4
Из русской литературы XIX века
54
3


В.А.Жуковский
2




А.С.Грибоедов
6




А.С.Пушкин
14




М.Ю.Лермонтов
15




Н.В.Гоголь
9




Ф.М.Достоевский
3




Л. Н. Толстой
1




А.П.Чехов
2



5
Из русской литературы ХХ века
26
2

7
Из зарубежной литературы
7


ИТОГО
102




IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


V. Календарно-тематическое планирование


Тема урока
Кол-во часов
Дата





план
факт



Введение. – 1


Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
1





Из древнерусской литературы. – 3+1


Литература Древней Руси Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»
1





Система образов в «Слове». Образ русской земли.
1





Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, основные идеи произведения
1





Р.р. Сочинение по «Слову о полку Игореве».






Из литературы XVIII века. – 10


Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века
1





М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.
1





Прославление Родины, мира, науки в произведениях М.В.Ломоносова. Ода «На день восшествия».
1





Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе Идеи просвещения и гуманизма
1





Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник», «Властителям и судиям»
1





А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).
1





Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия.
1





Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.
1





«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы
1





Тест по теме «Русская литература 18 века»






Из литературы XIX века. – 51+3


Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.
1





Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое».
1





Романтическая лирика XIX века. В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.
1





А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга
1





А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.
1





Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
1





Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов
1





Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода
1





А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
1





Р.р. Домашнее сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1





А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина
1





Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.
1





Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии»
1





Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
1





Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».
1





А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров.
1





Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.
1





Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
1





Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
1





Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
1





Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
1





«Евгений Онегин» в зеркале критики.
1





Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
1





Р.р. Домашнее сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».






А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
1





М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Молитва», «И скучно и грустно».






Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк».
1





Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.
1





Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание».
1





М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе
1





Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
1





«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
1





«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
1





Печорин в системе мужских образов романа.
1





Дружба в жизни Печорина
1





Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
1





Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
1





Р.р. Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
1





Р.р. Домашнее сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»






Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи
1





«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания. Смысл названия поэмы
1





Образы помещиков. Манилов. Коробочка.
1





Образы помещиков. Ноздрев. Собакевич.
1





Образ Плюшкина.
1





Образ города в поэме «Мертвые души».
1





Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
1





«Мертвые души» поэма о величии России. Мертвые и живые души. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души»
1





Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мертвые души»
1





Р.р. Домашнее сочинение по поэме «Мертвые души».






А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета.
1





Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».
1





Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».
1





Черты внутреннего мира героя повести «Белые ночи».
1





Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
1





Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».
1





А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.
1





А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
1





Лирика Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.
1





Из литературы XX века. – 24+2р.р.


Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
1





И.А.Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.
1





Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
1





М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество
1





Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия.
1





М.А Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.
1





Андрей Соколов – образ простого, стойкого русского человека, который прошел войну и плен.
1





Р.р. Сочинение по рассказу Шолохова «Судьба человека».
1





А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.
1





Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».
1





Русская поэзия «Серебряного века»
1





А.А. Блок «Ветер принёс издалека». Образы и ритмы поэта.
1





С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...»
1





Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.
1





В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).
1





Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
1





М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.
1





«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве».
1





Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Можжевеловый куст»
1





А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
1





Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
1





Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.
1





А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.
1





А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы стихов о войне
1





Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.И.Тютчев и др.
1





Р.р. Анализ лирического произведения (по выбору учащихся).
1





Из зарубежной литературы – 7


Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте
1





Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).
1





У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.
1





Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии
1





И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения.
1





Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
1





Итоговый урок.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
Итоги года и задания для летнего чтения.
1





Итого:
102






VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по русскому языку. М. «Дрофа». 2001.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М. «ВАКО». 2009.
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М: Просвещение, 2013.
Коровина В.Я., Журавлев В.П. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под ред В.Я.Коровиной. М. «Просвещение». 2011.
Мещерякова М.И. Литература в схемах и таблицах. М. «Айрис-пресс». 2003.
Михайлова М.И. Тесты. Литература. 9- 11. М. «Дрофа». 2001.
Серегина Л.М. Литература 9 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель». 2008.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на диске. М.: Просвещение , 2013..
Я иду на урок литературы. Книга для учителя. М. «Первое сентября». 2000.

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий