Презентация на тему Этнолингвистика


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Этнолингвистика Выполнила: Винокурова Светлана Михайловна МБОУ СОШ №17 Этнолингвистика(от греч. éthnos – племя, народ) и лингвистика, антрополингвистика, этносемантика, направление в языкознании, занимающееся исследованием взаимоотношений языка и культуры (этнической психологии).Этнолингвистика занимается исследованием традиционной народной культуры и менталитета того или иного этноса. Это филологическая наука, использующая данные языка (общенародного и диалектного), фольклора, этнографии, истории, культурологии, художественной литературы, психологии и других гуманитарных дисциплин Возникновение Как самостоятельное направление этнолингвистика возникла в США в конце 19 – начале 20 вв. в рамках так называемой «культурной антропологии» (или, по американской традиции, собственно «антропологии», от греч. nthropos «человек») – комплексной науки, предметом которой является всестороннее исследование культуры с использованием этнографических, лингвистических, археологических и других методов. У истоков этнолингвистики в России стоят такие выдающиеся отечественные ученые, как Алексей Александрович Шахматов, Евфимий Федорович Карский, Дмитрий Константинович Зеленин, Надежда Павловна Гринкова, Борис Александрович Ларин. Большое значение для этнолингвистики имела теория языковых союзов, и в частности труды Николая Сергеевича Трубецкого. Сыграли свою роль и работы Виктора Максимовича Жирмунского, Мелитины Александровны Бородиной, Агнии Васильевны Десницкой. В последние десятилетия XX в. и до сих пор самоопределению этнолингвистики как особой дисциплины способствуют работы Никиты Ильича Толстого, Светланы Михайловны Толстой, Стелы Евгеньевны Никитиной. Алексей Александрович Шахматов (5 (17) июня 1864, Нарва — 16 августа 1920, Петроград) «… язык не хранилище слов и звуков, а отражение внутреннего мира человека, истории, культуры, быта…Он облагораживает и историю, и религию, и литературу...»великий русский филолог и историк, языковед, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы; участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918 гг. Трубецкой Николай Сергеевич (1890 - 1938) выдающийся русский лингвист, историк языка, славист, теоретик структурализма, активный деятель Московского лингвистического кружка, один из идеологов и основателей Пражской фонологической школы. Никита Ильич Толстой (15 апреля 1923, Вршац, Королевство СХС — 27 июня 1996, Москва, Россия) советский и российский славист, филолог и фольклорист, доктор филологических наук, профессор. Академик АН СССР (1987; член-корреспондент 1984). Лауреат Демидовской премии 1994 года.Автор нескольких сотен работ по истории славянских литературных языков, диалектологии славянства, старославян-скому и церковнославянскому языку, этнолингвистике и лексикологии.Был основоположником советской этнолингвистики. Создал собственную этнолингвистическую научную школу, опиравшуюся на огромный полевой материал, собранный в экспедициях в Полесье «Этнолингвистический словарь славянских древностей Словарь состоит из субстантивов (орудия труда, посуда и утварь, одежда, пища, предметы — атрибуты человека и животных в виде шерсти, волос, ногтей, рогов и т.д.), таких объектов, как растения, животные, лица (персонажи, име- на), время и календарь, локативы (пространство — правое и левое, верх и низ и т.д., географические объекты, ритуально значимые и мифические места и т.п.), атрибутивы (качества, признаки — свойства и способности человека и животных и т.д.), действия (обряды, ритуалы, игры, обычаи — свадьба, похороны, жертва, танец, кумовство и т.д. Алекса́ндр Серге́евич Герд (23 июня 1936 года — 2 мая 2016 года)советский и российский учёный, доктор филологических наук, почетный профессор СПБГУ, заведующий кафедрой математической лингвистики филологического факультета СПбГУ. Этнолингвистика в изучении народной художественной культуры очень актуальна, так как недостаточно изучена лингвистическая терминология, культурная терминология, мало известны лингвистические методы анализа фольклорного текста.Этнолингвистические проблемы в основном изучаются в рамках филологии, а не системе специализации по народной художественной культуре. В этнолингвистике выделяются два направления 1. диахроническая этнолингвистика — использует язык и лингвистические методы для исследования прошлого, истории и культуры народа; 2. синхроническая этнолингвистика — рассматривает язык и методы языкознания как способ изучения и решения актуальных социальных и национальных проблем. ( А. С. Герд. Введение этнолингвистику)этнолингвистика — это дисциплина, лежащая на пересечении языкознания, этнографии и социологии. Предметом языкознания является естественный язык, его структура и законы; предмет этнографии — это народы, их история и культура; предмет социологии — это общество как единое целое, его структура и развитие. Таким образом, предметом этнолингвистики, соответственно, является язык в его соотношении с народом, место языка и его роль в обществе. Этнолингвистика основывается на трех ключевых понятияхстереотип, профилирование картина мира Стереотип«представление о предмете, сформировавшееся в рамках определенного коллективного опыта и определяющее то, что этот предмет собой представляет, как он выглядит, как действует, как воспринимается человеком и т.п.; в то же время это представление, которое воплощено в языке, доступно нам через язык и принадлежит коллективному знанию о мире». Понимание стереотипизации нашло отражение в «Словаре народных стереотипов и символов». Профилирование«профиль образа предмета – это свойство закрепленного за предметом представления (стереотипа), состоящее, с одной стороны, в своеобразном отборе и структурировании аспектов, в которых истолкован предмет; с другой стороны, оно зависит от типа относящихся к этим аспектам конкретных качественных характеристик». Обе стороны «связаны с познавательной и культурной базой языка, принятой говорящим точкой зрения, типом знания о мире, типом мышления, системой образцов и ценностей». «Картина мира»как факт обыденного сознания воспроизводится пофрагментно в лексических единицах языка, однако сам язык непосредственно этот мир не отражает, он отражает лишь способ представления (концептуализации) этого мира национальной языковой личностью, и поэтому выражение «языковая картина мира» в достаточной мере условно: образ мира, воссоздаваемый по данным одной лишь языковой семантики, скорее карикатурен и схематичен, поскольку его фактура сплетается преимущественно из отличительных признаков, положенных в основу категоризации и номинации предметов, явлений и их свойств, и для адекватности языковой образ мира корректируется эмпирическими знаниями о действительности, общими для пользователей определенного естественного языка. Наиболее значительные результаты в коммуникативно ориентированной этнолингвистике связаны с направлением, именуемым «этнографией речи» или «этнографией коммуникации». В рамках этого направления изучаются модели речевого поведения, принятые в той или иной культуре, в той или иной этнической или социальной группе. В российской этнолингвистике особое место занимают исследования на стыке этнолингвистики, фольклористики и сравнительно-исторического языкознания. В первую очередь это исследовательская программа, посвященная этноязыковой и этнокультурной истории славянских народов. В рамках этой программы составляются этнолингвистические атласы, картографируются обряды, верования; изучается структура кодифицированных славянских текстов определенных жанров в соотнесении с данными сравнительно-исторических и археологических исследований. Сегодня, на рубеже веков, происходит интеграция наук, науки взаимодействуют между собой, и этнолингвистика – один из примеров такого взаимодействия. Каждый народ создает свою модель мира, определяет духовные и нравственные приоритеты, формирует этническое самосознание и систему жизненных ценностей. При этом язык, религия, антропологические признаки этноса могут повторяться у других народов, единственное же, что отличает не только армянина от финна, но и русского от украинца, – это духовная культура, насыщенная обрядами, ритуалами, верованиями, представлениями, находящими свое выражение прежде всего в языке и фольклоре. ЛитератураСлавянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И.ТолстогоЭтнолингвистика: современное состояние и перспективы. Толстая Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор (Институт славяноведения РАН. Зав. сектором этнолингвистики и фольклора)https://ru.wikipedia.org/whttp://iling.spb.ru/publications.htmlhttp://www.ruthenia.ru/folklore/Tolstaja.htmlhttp://www.philology.ru/linguistics1/tolstoy-95a.htm

Приложенные файлы


Добавить комментарий